Толкования на 1 Кор. 11:1

Свт. Иоанн Златоуст

Будьте подражателями мне, как я Христу

Искать полезного для общества – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства! Это выражает и апостол словами: «как я Христу». Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних; постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, и при всем том еще далеко отстоишь от образца. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное; а я, говорит (апостол), делал много и неполезного, например обрезывал и приносил жертвы; такие действия, если рассматривать их самих в себе, могут даже погубить совершающих и лишить спасения, но я подвергал себя и этому для проистекающей от того пользы. Здесь нет ничего подобного: в тех действиях, если не будет пользы для других, то может быть вред; а, здесь, хотя бы никто не соблазнялся, и в таком случае следует воздерживаться от запрещенного. Я подвергал себя не только вредному, но и трудному: «другим церквам я причинял издержки, – говорит, – получая от них содержание» (2Кор.11:8); когда можно было есть и не трудиться, я не искал этого, но решился лучше сам погибнуть с голода, нежели соблазнить другого. Потому он и говорит: «я угождаю всем во всем»; нужно ли сделать что-нибудь незаконное, или трудное и опасное, всему я подвергаюсь для пользы других. Так Павел, будучи выше всех по совершенству, становился ниже всех по снисхождению.

Гомилия 25 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Василий Великий

Будьте подражателями мне, как я Христу

Если цель христианства – подражание Христу в меру вочеловечения, насколько это сообразно с призванием каждого, то те, кому вверено путеводительствовать людьми, должны посредством себя самих побуждать еще немощных людей к уподоблению Христу.

Пространные аскетические правила.

Свт. Климент Александрийский

Будьте подражателями мне, как я Христу

Если вы – мои, а сам я – Христов, будьте подражателями Христу, как Христос – Богу.

Строматы.

Свт. Феофан Затворник

Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу

«Это слово не самомнения, а желания всячески расположить к делу, которое внушал. Если, говорит, я подражал Христу, и жизнь Свою презревшему, чтоб нам даровать живот, не тем ли паче вы мне можете подражать? Ибо я не столько выше вас, сколько выше меня Христос, бесконечно всех превосходящий» (Феофилакт). Или, ограничивая взор ума текущими только в речи предметами, Апостол говорит как бы: «Соревнуйте сим моим мерам в деле домостроительства, потому что я подражаю Владыке, Который иначе беседовал с иудеями, а иначе с Апостолами, иное предлагал совершенным, а иное несовершенным» (Феодорит).

Святой Златоуст говорит: «Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное, а я, говорит Апостол, делал много и не полезного, например, обрезывал и приносил жертвы; такие действия, если рассматривать их самих в себе, могут даже погубить совершающих и лишить их спасения, но я подверг себя и этому для проистекающей от того пользы. Так Павел, будучи выше всех по совершенству, становился ниже всех по снисхождению! Видишь ли превосходство его ревности и величие его души? Подражай и ты ему».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Будьте подражателями мне, как я Христу

Итак, подражателями мне будьте, как и я Христу. Поелику вы не видали Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, – так как и мы подвизаемся в подражание Христу.

Толкование на послания божественного Павла.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Будьте подражателями мне, как я Христу

Как можем мы подражать великому Апостолу? Как, мы? Слабые и грешные. Можем ли мы сравняться с апостолом Павлом? – Даже об этом говорить нечего!.. Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль. Но христианина влекут добродетели св. Апостолов: их огненная ревность о славе Божией, самоотвержение даже до смерти при проповедывании слова Божия, их любовь до мучений – к Богу-Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней… Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняется готовностью от всей души подражать великим подвижникам… И эту ревность не нужно ослабевать, а напротив, поощрять в себе… Это – святое, славное дело… А о том, чтобы быть непременно равным тому или другому Апостолу, – об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан.

20/7 августа 1927 г.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Амвросиаст

Будьте подражателями мне, как я Христу

Апостол говорит о том, что свойственно человекам, ибо нам быть подражателями тому, кто нам Богом дан в учителя. Если сей есть подражатель Богу, отчего нам не подражать человеку? Ибо как Бог Отец послал Христа учителем и источником жизни, так и Христос послал апостолов нам в учители, чтобы мы были их подражателями, когда не можем быть Его непосредственными подражателями.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Будьте подражателями мне, как я Христу

Этот стих составляет заключение к гл. Х-й. Ап. учит христиан подражать ему, как и он подражает Христу. Он постольку может быть примером для других, поскольку сам подражает примеру Христа, Который был образцом полного самоотречения (ср. Рим XV:1-3).

Конечно, Ап. не требует от христиан рабского подражания: обстоятельства его жизни и жизни коринфян были неодинаковы – тем более, конечно, это нужно сказать о современных обстоятельствах. Но дух самоотречения христиане всегда и везде должны иметь такой же, каким был проникнут Ап. Павел.