Толкования на 1 Кор. 14:29

Свт. Иоанн Златоуст

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают

«И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1 Кор.14:29), – и более не прибавил ничего такого, что (говорил) о языках. Но что он говорит?

Не выражает ли он, что и пророчество само по себе недостаточно, если другим предоставляет рассуждать! Нет, оно весьма достаточно: потому он и не заградил уст пророчествующему, подобно как тому (говорящему языками), когда нет истолкователя; и между тем как о последнем сказал: «если же не будет истолкователя, то молчи», о первом не сказал: если нет рассуждающего, то пусть не пророчествует, но только предложил наставление слушателю.

Он сказал это для предостережения слушателей, чтобы между ними не случился волхвователь. Остерегаться этого он повелевал и в начале, когда показывал различие между волхвованием и пророчеством, и теперь повелевает различать и наблюдать тоже самое, чтобы не вкралось что-нибудь диавольское.

Гомилия 36 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают

Пророки – это те, которые получили от Духа Божия откровение, разум, научение, чтоб передать то собранию на общем ему языке. Два или трие да глаголют, то есть один за другим. «Как прежде касательно языков, так и здесь требует, чтобы это было порознь» (святой Златоуст). Друзии же да разсуждают, да внимают слышимому и углубляются, усвояя себе слышимое, ибо только таким образом открытое одному-другому может сделаться общим достоянием. Или слова: да разсуждают дают занятие тем, которые имели дар рассуждения духовом. Так блаженный Феодорит: «Божественный Апостол причислял уже к духовным дарованиям и рассуждение духовом (1 Кор. 12, 10). Здесь говорит, что сподобившиеся сего дарования да рассуждают о произносимом, по действию ли Духа Божия говорится это. Ибо диавол как пророкам противопоставлял лжепророков, так и Апостолам лжеапостолов; и сие дает видеть Апостол во втором послании к коринфянам, ибо говорит: таковии лживи апостоли, делатели льстивии (2 Кор. 11, 13)». То же разумеет и святой Златоуст: «Апостол сказал это для предостережения слушателей, чтобы между ними не случился μαντις, бесопрорицатель. Остерегаться этого он повелел и в начале, и теперь повелевает различать и наблюдать то же самое, дабы не вкралось что-либо диавольское».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Сщмч. Киприан Карфагенский

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают

Никто не должен упрямо держаться за то, чему всегда учил и что знал, но если найдется нечто более полезное или лучшее, надо с готовностью принимать это.

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают

Пророки так же - двое или трое пусть говорят, а другие - да разсуждают, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают

Между пророками укрывались и волхвователи. Посему говорит: пусть прочие рассуждают о них, дабы не укрылся в тайне как-нибудь волхвователь. Ибо как выше (12:10) сказано, что был дар и различения духов для распознания ложных и истинных пророков. Повелевает пророчествовать двоим или троим, для соблюдения благочиния и для того, чтобы во множестве не укрылись волхвователи.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Викторин Петавийский

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают

См. Толкование на Откр. 10:4

Амвросиаст

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают

Той же меры придерживался апостол, когда говорил: пусть говорят двое или трое. Остальным же разрешает выспрашивать у первых о вызывающем сомнения или о том, чему следовать кто-то не может. И там, где расходятся мнения, суть да разъясняется доступным рассуждением.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 29-30 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи

О пророчествующих Ап. также дает три правила: 1) число пророков, говорящих в собрании, должно быть также небольшое (два или три человека); 2) пророчествование нуждается в пополнении, как и дар языков. Таким пополнением служит рассуждение или обсуждение новых мыслей, высказанных пророком, – насколько эти мысли согласны с основами Евангелия (1 Кор. XII:1-3; ср. Ин XVI:13 и сл.). Это обсуждение совершалось другими («прочие») присутствовавшими при богослужении, способными к тому, христианами, т. е. прежде всего учителями веры, имевшими особое дарование от Духа Св.; 3) если, во время речи одного пророка, вдохновение осенит кого-нибудь другого, то первый должен замолчать и предоставить слово новому оратору, который, очевидно, получил новое откровение пополняющее то, которое уже сообщено было его предшественником. – Видно отсюда, что все присутствовавшие при богослужении сидели, и вставали только лица, принимавшие активное участие в богослужении.

См. также Толкование на 1 Кор. 14:26