Толкования на 1 Кор. 15:5

Свт. Иоанн Златоуст

и что явился Кифе, потом двенадцати

«и что явился Кифе» (1Кор.15:5): прежде всех указывает, на свидетеля самого достоверного. «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:6–8). Приведя доказательства из Писаний, (апостол) присовокупляет доказательство от событий, после пророков приводит в свидетели воскресения апостолов и других верных людей. А если бы под воскресением он разумел освобождение от греха, то излишне было бы говорить: «явился» такому-то и такому-то; говорить так свойственно доказывающему телесное воскресение, а не беседующему об освобождении от греха.

Потому он не однажды сказал: «явился», хотя достаточно было употребить это выражение и однажды о всех вообще, но повторяет его два и три раза и почти о каждом из видевших: «явился, – говорит, – Кифе,… явился более нежели пятистам братий в одно время,… явился и мне». Как же в Евангелии напротив говорится, что (Христос) прежде всех явился Марии? Но из мужей – прежде всех (Петру), который особенно желал видеть Его. О каких одиннадцати апостолах говорит здесь (Павел), когда Матфий избран уже после вознесения Христова, а не тотчас после воскресения? Но, вероятно, Он являлся и после вознесения; следовательно этот самый апостол после вознесения и избран и видел Его. Павел не указывает времени, а просто и неопределенно исчисляет явления, которых, вероятно, было много; потому и Иоанн говорит: «уже в третий раз явился» (Ин.21:14).

Гомилия 38 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Кирилл Иерусалимский

и что явился Кифе, потом двенадцати

Явился Кифе; потом двенадцати. Если не веришь одному свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время. Если не верят двенадцати, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову, Своему брату, первому епископу этой паствы. Итак, если этот епископ видел воскресшего Иисуса Христа в Его первом образе, то ты, его ученик, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков был братом и засвидетельствовал из приязни? Затем же явился и мне, Павлу, Его врагу. А какое свидетельство, возвещаемое врагом, бывает сомнительно? Прежний гонитель, ныне я благовествую воскресение.

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Феофан Затворник

И яко явися Кифе, таже единонадесятим

О явлении Господа святому Петру в Евангелии (Лк. 24, 34) упоминается; и нет сомнения, что оно было. Святой Павел мог слышать о том от самого Петра. Святой Златоуст говорит: «В Евангелии говорится, что Христос прежде всех явился Марии; но из мужей – прежде всех Петру, который особенно желал видеть Его. Кто первый сподобился видеть Господа, тому нужна была великая вера, чтобы не смутиться от необычного видения. Посему Христос явился прежде всех Петру. Кто первый исповедал его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его. И не поэтому только Христос явился прежде всех одному Петру, но и потому, что Петр отрекся Его; дабы совершенно утешить его и показать, что он не отвергнут, Христос удостоил его Своего явления прежде других».

«Кифа достаточное для свидетельства лицо, но оно одно. Посему Апостол прибавил: таже единонадесятим» (Феодорит). У святого Златоуста и всех других наших толковников стоит не одиннадцать, а двенадцать,– δωδεκα. Так обычно Писанию именовать все собрание Апостолов, по первоначальному числу их, хотя из числа их и пал Иуда; почему и Фома назван у Евангелиста Иоанна одним из обоюнадесяте (20, 24). Собранию Апостолов явился Господь вечером в самый день Воскресения и в осьмый день спустя после того, а может быть и еще когда, хотя не записано. Когда же явился Апостолу Петру? – Если принять, что святой Павел в перечислении явлений соблюдает порядок времени, то надо полагать, в самый день воскресения.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

и что явился Кифе, потом двенадцати

См. Толкование на 1 Кор. 15:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

И что явился Кифе

В первых поставляет свидетеля, достовернейшего из всех. Хотя Евангелие говорит, что Господь явился прежде Марии (Мк. 16:9), но из мужей первому явился Петру, как лучшему из учеников. Ибо тому, кто первый исповедал Его Христом, следовало первому видеть и Воскресение; является ему прежде прочих и по причине отречения его, дабы показать ему, что он не отвергнут.

Потом двенадцати (τοις δώδεκα)

Матфий сопричислен вместо Иуды после вознесения Господня. Как же Павел говорит: потом двенадцати? Отвечаем: вероятно, Он явился Матфию после Вознесения, как явился и Павлу, призванному после Вознесения. Посему он и не указал времени, но выразился неопределенно. Некоторые же говорят, что здесь ошибка писца; или: Господь, вперед зная и презирая, что Матфий будет сопричислен к одиннадцати, явился и ему, чтобы он и в сем отношении не был ниже прочих апостолов. Нечто подобное выражает и Иоанн, когда говорит: Фома, один из двенадцати (Ин. 20:24). Ибо всякий скорее скажет, что Он сопричислил к прочим апостолам Матфия по предвидению, чем Иуду после его предательства и самоубийства.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

и что явился Кифе, потом двенадцати

Естественно, что присутствовал и Матфий, который стал апостолом вместо Иуды.

Фрагменты.

Экумений

и что явился Кифе, потом двенадцати

Нечто подобное сообщает и Иоанн. Он нигде не говорит, что [Иисус] явился одиннадцати, но, говоря о Фоме, сказал: Фома же, один из двенадцати (Ин. 20:24). Ибо мы скорее сказали бы, что он по предведению сопричислил Матфия к остальным апостолам, нежели Иуду после предательства и повешения.

Фрагменты.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

и что явился Кифе, потом двенадцати

Апостол говорит не о всех явлениях Иисуса Христа по воскресении Его из мертвых: так, он не упоминает о явлениях Господа женам мироносицам, также о явлении двум ученикам, шедшим в Еммаус; но говорит о некоторых таких явлениях, которые не упоминаются у Евангелистов, как увидим ниже.

Явился Кифе, т.е. апостолу Петру. Об этом явлении упоминается у евангелиста Луки (24, 34), хотя и не раскрывается, как оно совершилось. Из повествования Луки можно только видеть, что это явление Господа апостолу Петру было в первый день по воскресении Его из мертвых.

Потом двенадцати. В славянском поставлено единонадесяти, или одиннадцати. Подобные чтения встречаются в некоторых греческих экземплярах; но большая часть греческих экземпляров имеет вместо единонадесяти дванадесяти, или двенадцати. Чтение вместо двенадцати одиннадцати принято некоторыми, конечно, по тому соображению, что, по отпадении Иуды, в лике избранных Апостолов оставалось только одиннадцать. Но число двенадцать употреблено Павлом, потому, что из такого числа, по воле Господа, состояло общество избранных Апостолов. В том же значении число двенадцать читаем у евангелиста Иоанна (20, 24). Явления Господа двенадцати были два раза в Иерусалиме: сперва, в первый день по воскресении Господа, когда апостол Фома был в отсутствии, а потому из числа двенадцати были свидетелями этого явления только десять Апостолов (Ин. 20:19); потом, чрез восемь дней, в другой раз явился Апостолам, когда был в собрании и апостол Фома, и, следовательно, в это время в апостольском собрании было одиннадцать избранных Апостолов из числа двенадцати (Ин. 20:26).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

и что явился Кифе, потом двенадцати

См. Толкование на 1 Кор. 15:3