Толкования на 1 Кор. 16:22

Свт. Иоанн Златоуст

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа

См. Толкование на 1 Кор. 16:21

Свт. Феофан Затворник

Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа

Существо христианства в сочетании с Господом – существенном. Но кто состоит в сем сочетании, может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит с Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина,– анафема, и значит отлучен от тела Церкви. В подлиннике стоит только αναθεμα,– а что прибавить здесь: есть или да будет, – оставляется на волю читающего. Думается, что здесь лучше идет: есть, в такой мысли, что кто не имеет любви к Господу, тот уже отсечен от Церкви, не член ее, или член отторгшийся. Слова: маран-афа – лучше понимать, как удостоверительное слово в смысле: право так, ей, так. В переводе это значит: Господь прииде. Апостол выражает: кто не любит Господа, тот анафема. Это так верно, как верно то, что Господь пришел. В Ветхом Завете Он был грядый, имеющий прийти, чаемый, а для нас Он есть пришедший. Исповеданием этого удостоверяет Апостол, что нелюбовь ко Господу делает христианина анафемою.

Святой Златоуст говорит: «Одним этим изречением Он приводит в страх всех тех, которые делали члены свои членами блудницы, которые соблазняли братию вкушением жертв идольских, назывались по именам людей, не веровали воскресению,– и не только приводит в страх, но и указывает путь к добродетели и источник пороков. Как любовь ко Христу, когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им. Что значит: маран-афа? – Господь наш пришел. Для чего он говорит это? – Дабы подтвердить учение о домостроительстве Божием, так как преимущественно в этом заключаются семена воскресения; и еще для того, чтобы пристыдить их, как бы так говоря: общий всех Владыка благоволил уничижить Себя до такой степени, а вы еще остаетесь в том же положении и продолжаете грешить? Вас не поражает чрезмерная любовь Его, важнейшая из всех благ? Помните только это одно, и вы будете в состоянии преуспевать во всякой добродетели и истреблять всякий грех». Блаженный Феодорит дополняет сие следующим еще наведением: «Как любящие плотски никого не хотят иметь сообщником в любви, так, напротив, блаженный Апостол желает, чтобы все люди вместе с ним были любителями (Господа), и кто не таков, того отсекает от Церкви».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блж. Феофилакт Болгарский

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа

Одним этим словом в страх привел всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришел. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни - называясь по имени людей, а другие - совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Дидим Слепец

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа

А не любит Господа тот, кто не соблюдает Его заповедей.

Фрагменты.

Амвросиаст

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа

Что толкуется так: если кто Господа Иисуса, Который пришел, не любит, тот отсекается. Ибо маран-афа означает «Господь пришел». Это связано с иудеями, которые утверждали, что Иисус не пришел, и они отсекаются от Господа, Который пришел.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа

Слова Апостола относятся не к тем, которые не принадлежат к обществу верующих во Христа, а к тем, которые по-видимому принадлежат к числу верующих и к числу учителей, и между тем не только не имеют любви к Иисусу Христу, но своим лжеучением и худым примером вредно влияют на верующих и оказываются врагами Иисуса Христа. О таких Апостол говорит во втором послании к Коринфянам, и называет их лжеапостолами, лукавыми делателями, которые принимают вид Апостолов Христовых (1 Кор. 11:13).

Кто не любит Иисуса Христа, анафема. Кто не любит, кто не питает любви к Иисусу Христу, как Господу и Богу; кто не верует в Него как Сына Божия и Спасителя рода человеческого; кто отвергает Его учение, или кто по-видимому принимает учение Иисуса Христа, но живет не по заповедям Христовым, явно нарушая их, к соблазну многих (1 Кор. 5:1-5): тот анафема, тот да будет отлучен от Церкви или от общества верующих в Иисуса Христа (Гал. 1:8, 9;5:10).

Маран афа с сирохалдейского языка переводят: Господь идет, или Господь придет, т.е. как праведный Судия и мздовоздаятель. Коринфянам, без сомнения, известно было значение сих слов; потому Апостол и употребил их. Слова: Господь придет, соединенные со словом: анафема, или да будет отлучен, усиливают значение проклятия или отлучения, подвергая отлучаемого праведному суду Божию (1 Кор. 3:17;4:5). Угроза, выраженная такими словами, которые, не указывая на явных врагов Христовых, но ясно изобличая корень зла – нелюбовь к Иисусу Христу, должна была сильно подействовать не только на тех лжеучителей, льстецов и соблазнителей, которые явно показывали себя такими, но и на тех, которые хотя по-видимому не казались такими, но в душе носили предрасположение к такому удалению от Иисуса Христа, не питая в себе искренней любви к Нему; да и на всех должна была она иметь сильное и потрясающее впечатление, побуждающее обращать на себя бдительное внимание, чтобы каждому испытывать себя, имеет ли он истинную любовь к Господу Иисусу, и не подлежит ли этому страшному отлучению от Церкви, если душа его не горит любовью к Господу.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа

См. Толкование на 1 Кор. 16:19