Толкования на 1 Пет. 3:21

Свт. Василий Великий

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа

Если есть некая благодать в воде, то она не в естестве воды, но в присутствии Духа. Ибо крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести.

О Святом Духе.

Свт. Григорий Богослов

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа

Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, вопрошание совести, которая от Бога.

На святое Крещение.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа

Наконец сам Петр, также доказывающий и защищающий единство [Церкви], передавал и наставлял, что мы можем спастись крещением через одно только единство Церкви. <…> Ведь как при том крещении мира, которым была очищена древняя несправедливость, кто не был в Ноевом ковчеге, не смог спастись через воду, так же и теперь невозможно через погружение в воду считаться крещеным, кто не крещен в Церкви, основанной на таинстве единого ковчега в Господнем единстве.

Послания.

Блж. Августин

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа

И имеющих нечистую совесть, которая полна всяких дурных поступков и преступлений и не тронута раскаянием в этих злодеяниях, спасет, тем не менее, крещение. Ибо благодаря тому основанию, которое присуще и самому крещению, пусть даже от огня, они спасутся.

О восьми вопросах Лульсиция.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-22 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшел на небо

Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собой доброе, то есть привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения Своего Христос объявил: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19).

Пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы

Кому это ему? Принятому Им в единение с Собой человеку.

Монах Андрей

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа

То есть эта вода не была образом. Ведь подобно тому как та вода наказывала злых, а благих сохранила, так и эта удушает злых демонов, но спасает приходящих к ней. Показывает же апостол, какой силой является крещение, и учит, каким образом оно есть омовение грехов души и как мы нуждаемся в нем.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 21-22 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы

В понятии исторического всемирного водного потопа Апостол теперь берет не карательную, а спасительную его сторону, чем обусловливается и конструкция речи ст. 20: «спаслись от (точнее с греч. dia: посредством) воды». Апостол «представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он, кстати, относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубит непокорных бесов и спасает с верою приходящих в ковчег, т. е. в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, но при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом» (блаж. Феофил.). Крещение, преобразованное потом (antitupon), Апостол по существу определяет частью отрицательно, противополагая его многообразным иудейским омовениям, очищавшим только телесную, но не душевную нечистоту, - частью положительно как «обещание Богу доброй совести» (συνειδήσεως αγαθής έπερώτημα εις θεόν), чем Апостол выражает и даруемую при крещении от Бога благодать прощения или очищения грехов и примирения с Богом, с другой же стороны - и молитву крещаемого о сохранении этой доброй совести и на будущее время. Эта сила крещения коренится в воскресении Иисуса Христа и последующем вознесении Его на небо, причем Ему, как Богочеловеку, свободно покорились небесные духи (ст. 22. Ср. Евр 1:4).

Толковая Библия.