Толкования на 1 Сол. 1:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами

Что такое гово­рит он: «знаете, каковы были мы для вас между вами». Здесь он и своих касается подвигов, но прикровенно; главным же образом хочет их похвалить. Смысл его слов такой: мы знаем, что вы принадлежите к числу благородных и великих, к числу избранных; поэтому-то и мы терпим все ради вас; слова: «каковы были мы для вас» и означают то, что мы с великим усердием и великим мужеством готовы были положить за вас и души свои, и однакоже за это благодарность не нам, а вам; так как вы избранные. Потому он и в другом месте гово­рит: «Посему я все терплю ради избранных» (2 Тим.2:10). Подлинно, за возлюбленных Божиих чего бы кто не согласился потерпеть? И, упоминая о себе, он говорит как бы так: если вы и воз­любленные и избранные, то нам и должно терпеть все. Таким образом служили ободрением для них не только похвала, но и напоминание о том, что и сами (апостолы) являли мужество соответствующее их ревности.

Беседы на послание к Фессалоникийцам.

Свят. Феофан Затворник

Ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше.

Ведяще стоит в прямом соответствии с непрестанно поминающе и указывает на вторую причину, побуждавшую святого Павла благодарить Бога за солунян, именно — избрание их к участию в царстве благодати. Избрание точно есть знак великого Божия благоволения, за который нельзя не благодарить. Как древний Израиль был избран из всего рода человеческого в народ Божий; так теперь и из Израиля, и из всех языков избирается Богу новый род, язык свят, люди, обновленные чрез призвание из тьмы в чудный свет, открываемый Евангелием (1 Пет. 2, 9). Избранные призываются, призванные оправдываются, сохранившие оправдание прославляются (Рим. 8, 30). Видя ясно, что солуняне введены в сей дивный путь Божий, святой Павел в радости за них благодарит Бога. Видеть сие мог святой Павел уже из того, что они призваны к Евангелию, ибо призвание сие есть указание избрания. Но особенное в этом убеждение почерпает он из того, что само призвание их сопровождалось необыкновенными явлениями силы Божией. В этой особенности призвания видит он особенность и избрания; почему прилагает воззвание: братие возлюбленная Богом. Все же сие приводит он им на память и чтоб утешить их в скорбях, и чтоб удостоверить их, что как уверованием, так и стоянием в вере они дело Божие совершают, — то, чего хочет от них Бог, к чему Он избрал их.

К чему относить от Бога — к братие возлюбленная от Бога, или к от Бога избрание ваше? — Наши толковники не занимаются этим; в изложении же своего толкования настоящего места употребляют то и другое выражение. Феофилакт пишет: «Знаем, что вы избраны Богом»; Экумений: «Знаем, что вы от Бога избраны и возлюблены». Нечего этим и утруждать свою голову. По мысли же и к тому, и другому равно приложимо — от Бога. Избраны, поелику возлюблены, возлюблены, потому и избраны. Израиль был именуем возлюбленным (Пс. 59, 7; 107, 7), по избранию (Рим. 11, 28). И христиане — возлюбленные, яко избранные (Кол. 3, 12). Возлюбленные — понятнее и утешительнее. Не потому ли святой Павел предварил сим термином избрание, чтоб сие избрание — нечто отвлеченное — приблизить к сердцу и тем дать ему возможность произвесть на него свое действие. Благодатное избрание есть осуществление Божией любви к тем или другим, по коей Он, от вечности присущий Ему план спасения грешного человечества приведши в действие чрез Иисуса Христа, последовательно вводит в участие в нем, призывая к вере в Евангелие. Призванием совершается акт избрания. Последовавшие ему вступают в состояние и чин избранных. У святого Павла здесь разумеется и то, и другое; ибо далее он описывает и то, как приблизилось к ним их избрание, стих 5,—и то, как солуняне вступили в чин избранных и стоят в нем, стих 6. У святого Павла христиане всюду называются избранными как такие лица, в которых чрез призвание к вере исполняется вечное определение Божие о спасении.

Преподобный Ефрем Сирин

зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия

Знаете братия, что от Бога избрание ваше, то есть призвание ваше.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.

Вспоминаем, говорит, вас, потому что знаем, что вы избраны Богом: ибо вы предпочтительно пред многими другими избраны за веру. Откуда же это видно, святой Павел? Слушай, говорит, что следует далее.

Прп. Иустин (Попович)

Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.

Эти непрерывные труды – ваш христианский удел, потому что вы как христиане призваны к ним как к великому достоинству. Это составляет ваше призвание, ниспосланное Богом. Господь, неутомимый и непрестанно делающий, избрал вас в Своих сотрудников на земной ниве«; Он на этой ниве – основной делатель, а вы призваны стать Его помощниками.

Кто дает солнцу столько света и тепла, если не Он, Вседетель? Кто заставляет пшеничное зернышко расти, плодоносить, если не Он, Вседетель? Кто приводит к росту и размножению зверей, цветы, деревья, если не Он, Вседетель? Кто изводит из воды рыб и других бесчисленных животных, если не Он, Вседетель? Кто вызвал из небытия воздух, свет, звезды, если не Он, Вседетель? Кто дает всему живому силы существовать, размножаться и продолжать свой род на протяжении всех веков, если не Он, Вседетель?

Стань помощником такого Всесильного, Премудрого Вседетеля! Есть ли большая радость, чем это сотрудничество? Борьба, любая борьба не дается с легкостью, но труд веры, труд любви и труд надежды становится отрадным, когда в нем – человеколюбивый Вседетель, совершающий в нас и посредством нас эти чудные дела.

Лопухин А.П.

зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия

См. Толкование на 1 Сол. 1:2