Толкования на 1 Сол. 5:7

Свт. Феофан Затворник

спящии бо, в нощи спят, и упивающийся в нощи упиваются

Обязал к бодренности и трезвению. Теперь говорит, что иначе им и нельзя действовать. Ибо небодрствование — спание и нетрезвение; упивание бывает ночью, а не днем, а вы — сыны света и дня; к вам и не должно заходить спание и упивание. Но как бодрствование и трезвение он разумеет нравственное, так в нравственном же значении должно разуметься спание с упиванием. Тут разумеются спящие беспечностию, нечувствием и ослеплением, и упивающиеся пристрастиями, чувственностию, страстями, которые от упоения всем этим теряют свое христианское сознание. Поясняет свою мысль примерами из обыденной жизни. Спят и пьют обычно ночью, днем же работают и дела свои исправляют. Подразумевается: и нам, сынам света, не следует спать и бесчинствовать нравственно, но жить, как велит долг христианский, не беспечно, не без заботы о спасении души, не допуская, чтоб земные заботы поглощали все время и чувственные удовольствия держали нас, как в опьянении: и то, и другое выбивает из памяти вечную, ожидающую вас участь.

Спание и упивание древние толковники так разумеют: «Спящими называет здесь Апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести» (Феофилакт); «тех, кои не имеют энергичного усердия к деланию добрых дел и пребывают во грехе. Он как бы сказал: грешные живут во тьме греховной; решившимся же совершать дела правды не должно нерадеть о добродетели — спать, — не должно никогда переставать делать добрые дела. Отличительная их черта — пребывание не в нощи греха, а во свете доброделания и праводействования» (Экумений). «Но почему взывает он грех сном? — Потому, во-первых, что грешник не имеет силы, нужной для совершения добрых дел; далее потому, что он непрестанно увлекается воображением и ничего не видит в истинном свете, напротив, исполнен грез и часто безрассудных мечтаний, а если б и видел что хорошее, то не извлекает отсюда ничего твердого и неизменного. Спящий не видит того, что есть и действительно существует, а о том, чего вовсе нет, грезит, как о существующем. Таков грех и такова греховная жизнь! Она не видит существующего, то есть духовного, небесного, неизменного, а видит только то, что течет, улетает и скоро нас оставляет» (святой Златоуст). «Под упиванием разумеет здесь Апостол не опьянение вином, а отуманение и омрачение ума грехами» (Экумений),— не то, которое бывает от вина, но то, которое от страстей, так как они омрачают и выводят из своего чина владычественное (души, то есть ум). «Вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих» (Феофилакт). «Опьянение души составляют и любостяжание, и пристрастие к деньгам, и плотская любовь, и все, о чем бы ты ни упомянул в этом роде, есть опьянение души» (святой Златоуст).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

Поскольку по своей природе тьма и грех не любят света! И зло также, поскольку оно является порождением греха. И грех, и зло бегут от света и предпочитают расти во тьме страстей и похотей. Действительно, глубокая ночь распространилась в нашем мире из–за человеческих грехов. В этой ночи бессовестно предаются своим страстям и похотям до последнего издыхания. Когда с Господом Иисусом Христом истинный свет сошел в нашу земную ночь, в ночь зла и смерти, тогда в нашем человеческом мире рассвел день божественной истины, правды и жизни. Но в то же время, из–за любогреховности и любострастия людям всегда более вожделенна тьма, чем свет, поскольку их дела злы и любят прятаться во тьме, чтобы не быть явленными. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3:19–21).

Христиане всегда изгоняют из себя и вокруг себя мрак греха, смерти и всякого зла светом евангельских добродетелей. Для христиан и тьма смерти не опасна, поскольку ей противостоит негасимый свет Воскресшего Господа, которого не может объять ни вся тьма ада, ни тьма смерти и греха. Каждый грех обязательно порождает только тьму, и чем больше грехов обитает в человеке, тем большая тьма объемлет его совесть, рассудок и душу.

Когда ночь царит в мире, в душе человека, то любогреховный человек, сокрытый во тьме, наслаждается своими страстями, будучи опьянен ими. Это опьянение из–за любогреховности – самое опасное и самое убийственное в человеческой природе, поскольку им человек убивает все божественное и высокое в себе и в мире вокруг себя.

Упорно любогреховные люди не хотят прибегнуть к покаянию, которое неразделимо с самоосуждением, дающим человеку увидеть весь мрак его души. Никогда такие души не могут протрезвиться от своего глубокого опьянения и оставляют свой мрак только тогда, когда их постигнут сильные искушения по Промыслу Божию.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Августин

ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

См. Толкование на 1 Сол. 5:2

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 7-8 ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся

Спящими называет здесь апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести. Таковы, действительно, дела настоящей жизни, нисколько не отличающиеся от сонных мечтаний. Далее, опьянением называет не одно опьянение от вина, но и от всяких страстей, как выводящее человека из обыкновенного состояния и омрачающее владычественное души, то есть ум. Итак, вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих.

облекшись в броню веры и любви

Не достаточно бодрствовать и трезвиться, следует и быть вооруженным. Ибо кто бодр и трезв, но не имеет оружия, того тотчас могут одолеть разбойники. Сказав: в броню веры и любви, апостол указал этим на догматы и праведную жизнь, что, собственно, и значит трезвиться. И следует не просто иметь это, но как броню. Ибо броню ничто не может скоро рассечь, напротив, она составляет нечто в роде оплота для груди, и ни одна из раскаленных стрел диавола не коснется нас.

и в шлем надежды спасения

Как шлем, закрывая самую важнейшую у нас часть - голову, спасает и сохраняет ее, так и упование оберегает ум и спасает его, не попуская ничему извне упасть в него. Обрати внимание на указанные им в другом месте (1 Кор. 13:13) веру, надежду и любовь, сии три, которые он и теперь заповедует приобретать.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

Ап. Павел намекает здесь на картину полных возлияний, свидетелем которых он мог быть в Ф. и Коринфе.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Сол. 5:4