Толкования на 1 Сол. 5:15

Свт. Афанасий Великий

Ст. 15-18 смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе

А иным путем никто не может удалиться от греха и приступить к делам добродетели, разве как через размышление о таких делах и близкое общение с подвигами благочестия. Только тогда он приобретет твердость веры, которая Павлу, после совершенного им подвига, доставила соблюдавшийся ему венец правды (2 Тим 4:8)… Такое размышление и такое благочестивое упражнение доступно святым и теперь, как и во всякое время, - если мы достигли того же состояния, то и для нас возможно будет вместе с ними праздновать Пасху, как определено Божественным изволением. Ибо что иное представляет пасхальное празднество, как не постоянное поклонение Богу, как не познание благочестия и не от сердца, без принуждения, исходящая единодушная молитва? А поскольку Павел желает, чтобы и мы были таковы, то дает следующее повеление: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

Праздничные послания.

Свт. Феофан Затворник

блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем

См. Толкование на 1 Сол. 5:14

Прп. Ефрем Сирин

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

Смотрите, оскорбляющим вас зло за зло не воздавайте, но всегда добро преследуйте, не только друг ко другу, но и ко всем.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, поскольку так этот мир может превратиться в мучения. Лечат ли слепоту глухотой, чуму проказой или голод жаждой? Конечно, нет. Так и зло не может быть излечено злом, но от зла только возрастает. В нашем человеческом мире зло питается злом! И самое маленькое зло по своему существу всегда связано со всем злом мира. Делая зло, человек прежде всего погружается в океан зла, а когда воздает злом за зло, то вдвое сильнее подвергает себя мукам адским, поскольку своим злом подталкивает ко злу и других. По своей природе каждое зло человекоубийственно, поскольку убивает в человеке все божественное и святое. Таким образом человек, делая зло ради зла, постепенно убивает себя, поскольку злом он удаляется от Бога, источника жизни и добра.

Конечная цель всякого зла состоит в том, чтобы убить человека, поэтому неложные уста Спасителя разъясняют эту истину: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).

Когда ты воздаешь злом за зло, то в себе вынашиваешь убийство, а человекоубийца есть в первую очередь самоубийца. Ты не можешь убить другого своим злом, если прежде не убьешь им себя. Только падением своей души ты можешь убить душу другого человека. В действительности человек каждым грехом совершает два зла: самоубийство и убийство; в первую очередь он убивает себя, а затем ближних, поскольку каждый грех – человекоубийство. Как нам сохраниться от зловредных и человекоубийственных сил греха и зла? Путем, указанным апостолом Павлом: Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Знаете, как достичь этого? Непрерывно и усердно стараясь стяжать Господа Иисуса Христа, следуйте за Ним, за Тем, Который не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Весь Он находится на земле, между нами, и мы можем следовать за Ним, живя Им и ради Него. Божественное и вечное добро для нас, людей, – это не какая–то далекая, неотмирная и невидимая действительность, не мечтание и выдумка, но живая реальность, доступная человеческому существу и опыту. Так что и мы можем это Божественное добро стяжать, соделать своим и исполнить им все свое сердце, всю душу и тело. Если ищешь всем своим существом Господа Иисуса Христа, то в первую очередь приносишь величайшее благо самому себе, поскольку становишься бессмертным и вечным через вечное и бессмертное божественное добро. Одновременно ты приносишь благо и ближним, и всем людям, поскольку это божественное благо просвещает и освящает все вокруг тебя посредством твоего святого поведения. И хотя ты много раз того не замечаешь, но это совершенное благо существует, поскольку действует в тебе. Действительно, следуя за Господом Иисусом Христом, вы благотворите и ближним, и всем людям.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Прпп. Варсонофий и Иоанн

Ст. 15-18 смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе

За все благодарите. Итак, не вознерадим воздавать благодарение Богу, чтобы не уподобиться тому человеку, о котором ты некогда рассказывал, что однажды, когда он шел в церковь молиться о ниспослании ему пищи, и встретился ему некто, и сказал: обедай сегодня у меня, а потом пойдешь, помолишься, - то он отвечал: молиться не пойду, потому что я уже получил то, чего шел просить у Бога. Но мы, получим ли, или не получим желаемое, будем приносить молитву и благодарение Богу. Старайся же всегда носить мертвость Иисуса в теле своем (2 Кор 4:10).

…Вопрос: Во время беседы с кем-либо хорошо ли призывать имя Божие?

Ответ: И во время беседы, и прежде беседы, и после беседы, во всякое время и во всяком месте должно призывать имя Божие. Писание говорит: непрестанно молитесь, ибо через это упраздняется всякое искушение.

…Вопрос: Господь сказал: блаженны плачущие (Мф 5:4); а по слову апостола, надлежит всегда быть радостным… Скажи мне: какое дело вменяется человеку в плач и какое в то, чтобы всегда быть радостным? И можно ли… плачу и веселости быть вместе?

Ответ: Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния таковы: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице, и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лицо же и слово благоприличную веселость.

Руководство к духовной жизни.

Блж. Августин

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

См. также Толкование на 1 Сол. 5:14

Блж. Феофилакт Болгарский

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло

Если не должно воздавать злом за зло, то тем более - злом за добро, или начинать делать зло и вредить тому, кто ничем не повредил.

но всегда ищите добра и друг другу и всем

Недостаточно того, чтобы не платить злом за зло; нужно, говорит, отплатить за себя добром, тому, кто причинил зло. Этому именно учит апостол, когда говорит: ищите добра. То есть усиленно старайтесь делать добро, как по отношению друг к другу, то есть к верным, так и по отношению ко всем, то есть и к неверным.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

Здесь Ап. повторяет урок, данный Христом у Мф V:43 и д. «Ищите добра» - «to agaqon» не в смысле абсолютно доброго (to kalon), а в смысле полезного (utile), противоположного всему, что можно назвать to kakon. Это «искание» должно простираться не только на братьев по вере, но и на всех людей вообще.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Сол. 5:12