Толкования на 1 Сол. 5:20

Свт. Феофан Затворник

пророчествия не уничижайте

В первенствующей Церкви был особый дар пророчества (Рим. 12, 6; 1 Кор. 12, 10), и те, которые обладали им, именовались пророками. Имя сей дар получил от прозрения в будущее и проречение его, но действия его не ограничивались этим одним. Пророчествуяй человеком глаголет созидание и утешение и утверждение (1 Кор. 14, 3),— определил святой Павел в другом месте. Следовательно, пророчество обнимало всякого рода Божественные истины и предлагало их,— только всегда как непосредственное откровение Божие. Сознание непосредственного откровения есть отличительная черта духа пророчества, оттого имеющему пророчество присвояется ведение всех тайн (1 Кор. 13, 2), и пророчествование подавляется однозначащим с предложением откровения (1 Кор. 14, 6, 30). Видно, что дар сей не всегда был исключительным достоянием некоторых лиц, но он мог находить и находил на всякого верующего. Возбужденный сим духом верующий сознавал, что получил откровение и чувствовал побуждение и способность созерцаемую им по откровению истину воодушевленно изложить другим верующим и их воодушевить ею, подобно как сам воодушевлен. Кто в общем собрании верующих, сознавая, что ум его обнят истиною новою, важною, свыше ему внедряемою, которую потому скрывать от других он считал делом, противным воле Божией, — вставал и предлагал ее собранию, тот пророчествовал, — о будущем ли говорилось, или о настоящем и прошедшем, или сокровенное нечто, всегдашнюю цену имевшее предлагалось, или это было нечто такое, что он доселе не так ясно сознавал, или чего совсем не знал. Все это, однако ж, было такого рода, что верующие из того могли почерпать только созидание, утешение и утверждение (1 Кор. 14, 3). В этом состоянии и речь изливалась в более возвышенном тоне, с большею живостию и энергиею, чем в обычном, более спокойном учительстве.

Очевидно, что уничижать сей дар, то есть ни во что его ставить, и ради того, конечно, ограничивать или совсем устранять его проявление и действие в собрании христиан, значит лишать христианское общество всегда необходимого притока оживительных благодатных возбуждений, не говоря уже о том, что это есть явное противление Духу Божию и оскорбление Его (Еф. 4, 30). Святой Апостол и запрещает это делать. — Но по какому поводу? После в Коринфской Церкви обнаруживались недолжные отношения к сему дару, и святой Павел вынужден был делать по сему поводу особые распоряжения и постановления (1 Кор., глава 14). Было ли что подобное в Солуни, не видно. Может быть, святой Апостол предотвращал только возможное или имел в виду обратить только более усердное внимание к проявлениям сего духа, столько плодотворным особенно в юной Церкви, где многое надлежало восполнять и разъяснять. Святой Златоуст так объясняет это: «В те времена многие пророчествовали, одни истинно, другие ложно. Диавол, будучи лукав, хотел по поводу дара пророчества низвратить все в Церкви. Вследствие того и тот, и другой предсказывали будущее — и демон, и дух, хотя первый пророчествовал ложно, а другой истинно, и неоткуда было взять признака, по которому можно было бы отличать одного от Другого: ибо и те, и другие пророки учили, не давая отчета в своих словах, подобно Иеремии или Иезекиилю. Так как в это время у фессалоникийцев многие пророчествовали, то, сказавши: духа не угашайте, он благовременно присовокупил и следующие слова: пророчествия не уничижайте. Он хочет здесь выразить следующую мысль: по той причине, что у вас есть несколько лжепророков, вы ради их не противодействуйте пророкам истинным и не отвращайтесь от них». Та же мысль у блаженного Феодорита, Экумения и Феофилакта.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

пророчества не уничижайте

И пророчеств, - или древних, или же тех из вас, кои удостаиваются быть пророками, - не уничижайте.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

пророчества не уничижайте

Дух Святый живет в Церкви и христианах посредством даров духовных, один из которых – дар пророчества. Каждый дар и все дары вместе составляют спасительное целое, которым достигается спасение душ. Ни один дар не должен унижаться, поскольку в этом кроется опасность уничтожения спасения множества людей.

Дух пророчества не заключается только в предсказывании будущего, но и в разумении таин Божиих, необходимом для спасения верных. Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3). Кто пророчествует, тот назидает Церковь (1 Кор. 14:4). Спасительное пророчество есть духовный дар, которым выражается божественная любовь к ближним, – а мы подвизаемся ради своего спасения, когда стараемся спасти ближних, поскольку каждый из нас спасается через ближних. Поэтому не уничижайте пророчества и не пренебрегайте им. Почитайте истинных пророков и отвергайте ложных. А как отличить одних от других? Божественной любовью, освящающей истинное пророчество. Истинное пророчество назидает Церковь, а это значит, спасает человеческие души. Истинные пророчества исходят от Духа Святаго, а ложные – от диавола. Для различия их Церкви дан дар различения духов (1 Кор. 12:10); тот, кто духовными подвигами соединил свой дух со свободным Духом Церкви, тот получает и дар различения духов.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

пророчества не уничижайте

См. Толкование на 1 Сол. 5:19

Лопухин А.П.

пророчества не уничижайте

То же отрицательное отношение, по-видимому, было и в отношении «к пророчеству». Последнее не включает в себя идеи предсказания будущего. В Н. 3. эта идея стоит на заднем плане. «Пророчествование тесно связано с молитвою (1 Кор. XI:4-5). Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1 Кор. XIV, 3). Обличение во грехе, обнаружение тайн сердца - приписываются этому духовному дару как его дело (ibid. XIV:24-25). Кратко говоря, - пророчество - это страстное и вдохновенное слово о тайнах Божиих» (Lightfoot, op. cit. стр. 63). Подавление такого дара было бы большой утратой для духовной жизни Ф. общины христиан.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Сол. 5:16