Толкования на 1 Сол. 5:21

Свт. Феофан Затворник

Ст. 21-22 вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя (от всякого вида зла) отгребайтеся

Вся же искушающе, добрая держите. Если слова сии поставлять в связи с непосредственно предшествующими: пророчествия не уничижайте, то есть из-за ложных пророков не пренебрегайте и истинных, то в них надо видеть апостольское руководство, как поступать в отношении к пророкам ложным. Он как бы решает недоумение: «Что ж? Неужели нам принимать и лжепророков? — Нет. Но все искушайте,— то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании» (Феофилакт). Когда кто говорит как пророк, «искушайте, подлинно ли это пророчество» (Златоуст). «Распознавайте, что от Духа Божия и что от противника; и, отвергая, что от прелести, держитесь того, что от истины» (Феодорит). Для распознания, от Бога ли то, что говорят в пророческом духе, или это есть собственное мечтание говорящего и прелесть вражеская, в первенствующей Церкви был особый дар различения духов (1 Кор. 12, 10). В наше время для различения, от истины ли речь,— воодушевленная и увлекательная,—служит положительное учение Церкви. Это пробный камень всех учений. Что с ним согласно, то принимай, что несогласно, отвергай. И это можно делать без дальних рассуждений. Дар различения духов, живя и действуя в Церкви, определенно разграничил, что истинно и что ложно. Последуя указаниям Церкви, будешь то же делать, как бы ты последовал благодатному дару различения духов.

Но если слова сии поставить в связи с словами: духа не угашайте, то в них надо видеть продолжение изображения исходного деятельного начала истинно христианской жизни. Дух жизни о Христе Иисусе, зарождаемый сочетанием благодати со свободою, обнаруживается жаром ревности о Богоугождении и спасении. К чему стремится и чего ищет сей дух, Апостол определяет то в другом месте так: елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвална, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте (Флп. 4, 8). Чтоб ревнующий в сем духе мог сознательно склониться на что-либо прямо не хорошее, этого и подозревать нельзя. Но и во внутренних движениях, и в соплетениях внешних обстоятельств много есть такого, что на вид только хорошо, а в существе дела не хорошо, и, последуя чему, можно уклониться от пути истины и добра. Апостол и придает к духу ревности рассуждение, которое должно определить, чего в данном случае надо держаться и от чего отклоняться. В другом послании он полнее изображает это, говоря: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Предмет рассмотрения и исследования есть воля Божия — то, чего хочет от тебя Бог в тех или других обстоятельствах. Общая воля Божия уже выражена в заповедях и всем известна. Ее нечего исследовать. Но приложение заповедей может быть разнообразно, а какое именно следует избрать в предлежащем сочетании случайностей, это должен определить всякий сам тут, на месте, в момент действования. Определяет обновленный благодатию ум. Одно внешнее, письменное откровение уже просветляет ум и возочищает совесть. Благодать же, нисшедши в святых таинствах и сочетавшись с духом человека, образует духовное чутье воли Божией, которое негласно, но тем не менее верно определяет, как поступивши, поступишь Богоугодно. Это то же и у святого Иоанна помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20, 27), и что чувствия обучена… в разсуждение добра же и зла в послании к Евреям (5, 14). До этого совершенства доходит рассуждение долгим учением (там же), но зачатки его даются и открываются с самого начала. Опыты жизни у внимающего себе, при помощи записанных опытов святых и советом единомысленных, под невидимым руководством благодати Божией, — суть школа обучения. Ревнующий дух один, сам по себе, может быть слеп. Очи для него — рассуждение, указывающие, куда ему должно направляться и какой стороны держаться.

Когда рассуждение определит, что хорошо и что худо, ревнующий дух естественно уже доброго держится, а от злого удаляется. Только нерадивый и беспечный может еще внимать внушениям зла и раздумывать, не поблажить ли на этот раз позывам страстей. У кого же дух горит ревностию, кому, следовательно, присущ страх Божий, у кого жива совесть, кто полон любви к Спасителю своему, тот может чувствовать приражения злых страстей, но поблажать им — никак. Для этого надо наперед погаснуть духу — горящему, сему противовесу пламени страстей. Таким образом, добрая держать, а от всякого зла отгребаться или, что то же,- уклоняться от зла и творить благо (1 Пет. 3, 11) суть два отправления единого жизненного христианского начала, всегда неразлучные - как бы две ноги шествующего вслед Господа путем святых Его заповедей.

Доброе держите,- узнанное добро примите в сердце, обымите его любовию и держите не однократно, а во всю жизнь, как неизменное правило вашей деятельности. От всякия злыя вещи отгребайтеся,— «не от той только или другой, но от всякой» (Златоуст). С греческого — от всякого вида зла,—то есть от зла в словах, делах, помышлениях и чувствах, или от всякой даже тени, малой черты зла. Воля Божия — норма. Противного ей ни за что не допускать, и, коль скоро недоумение предлежит, лучше пропустить дело, чем сделать сомнительное, чтоб всегда ясно было сознание исполнения точной воли Божией пред лицем всевидящего Бога. Замечательно слово: отгребайтеся. Оно заставляет представлять шествующего путем заповедей Господних похожим на идущего среди терний или густой липкой травы, которые на каждом шагу мешают свободному движению ног и вынуждают его, прежде переступания с одной ноги на другую, расчищать себе дорогу, отгребаясь от прилипшей травы или зацепившегося колючего терния. Сравнение это дает разуметь, что в ревнующем о Богоугождении и спасении против всякого доброго начинания возникает злое помышление, а иногда и влечение, источаемые неочищенным еще страстным сердцем,—и что при исполнении первого не обойдешься без того, чтоб не побороться с последними. Надо презреть их, отвергнуть, возненавидеть, и таким образом отгрестись от них, чтоб свободнее держаться доброго.—Тут намекается на то, о чем святой Павел пишет в послании к Римлянам: обретаю закон, хотящу ми творите доброе, яко мне злое прилежит. Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противувоюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7, 21—23). Таким образом, горящий духом, благодатию Божиею укрепляем, то отклоняет себя от зла, то преклоняет к добру. Противление злу и принуждение себя на добро — два постоянные его занятия, облегчающиеся по мере ослабления страстей и преспеяния в добре. Цель его стремлений — дойти до того, чтоб во всем составе естества его царствовало одно добро.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

все испытывайте, хорошего держитесь

Все вновь испытывайте, и доброе, то есть согласное с Евангелием, содержите.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

все испытывайте, хорошего держитесь

Все испытывайте Духом Церкви, учением Церкви. Что не от нее, то вредит вашим душам, вашему спасению. Испытывайте пророчество, учения, духов. Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4:1). Испытывайте людей, учителей, какого духа они придерживаются. Сам по себе человеческий дух не в состоянии ясно различать духов; поэтому Церкви дан Дух Святой, Который все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2:10), и глубины человеческой души (см.: 1 Кор. 2:11). Только когда человек посредством Святых Таинств и добродетелей становится истинным членом духовного тела Церкви, сочленяясь с ее общей душой и умом, тогда он может отличить Божие и Христово от безбожного и антихристова и знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:12). Только имея ум Христов (1 Кор. 2:16), находящийся в соборном уме Церкви, мы можем точно определить, какое учение от Христа, так что дух зла и лжи не сможет нас обольстить.

Человеческий дух, не возрожденный Духом Божиим, не может определенно отличить добро от зла. Втайне пронизанный силой зла и греха, человеческий дух не может увидеть разделительной черты между добром и злом. Только люди, очистившие свои сердца от грехов и страстей посредством Святых Таинств и добродетелей и стяжавшие чистые сердца, могут увидеть Бога и при помощи Божией отличить добро от зла, сотворить благо и уклониться от зла. Иными словами, только святые люди истинно знают таинства добра и зла, философию добра и зла. Это знание принадлежит лишь совершенным людям, которые достигли в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Итак, только святые Божии знают, что есть добро и зло, поскольку живут только добром и избегают всякого зла. Поэтому держитесь хорошего (доброго) посредством следования святым умом, сердцем, совестью и желанием. Руководимые святыми, вы всегда сможете осуществить в вашей земной жизни всякое божественное добро и таким образом наполните себя всем божественным, святым и вечным. Руководимые святыми, вы окажетесь в благодатном общении с ними, будете жить со всеми святыми и сами постепенно освятитесь и увеличите в себе любовь к добру и ненависть ко злу.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла.

Прпп. Варсонофий и Иоанн

все испытывайте, хорошего держитесь

Вопрос: Скажи мне, отец мой, должно ли снисходить к телу, когда оно требует пищи, соответствующей немощи; также можно ли принимать ее раньше обыкновенного или следует соблюдать обыкновенное время и презирать все это, хотя бы и трудно было переносить?

Ответ: Апостол говорит: Все испытывайте, хорошего держитесь. Человек должен только наблюдать, чтобы не употребить или не сделать чего-либо по страсти; а что он делает по немощи или по нужде, то не вменяется ему ни в грех, ни в расслабление. В состоянии здоровья искать телу покоя побуждает похотение; а когда будем поддерживать тело по нужде, то оно будет помогать нам при исполнении наших потребностей… Апостол, обращая внимание на болезнь и слабость желудка святого Тимофея, повелел ему употреблять вино, хотя и заповедал ему переносить скорби, исполняя дело благовестника. Итак, человек должен держаться рассуждения, и он не скоро оступится… Впрочем, как рассудишь, так и поступи.

Руководство к духовной жизни.

Блж. Иероним Стридонский

все испытывайте, хорошего держитесь

Думаю, что Оригена, ради учености его, нужно читать так, как и Тертуллиа- на, Новата, Арнобия, Аполлинария и некоторых других церковных писателей… чтобы выбирать их доброе и беречься дурного, согласно апостолу, который говорит: Все испытывайте, хорошего держитесь… Ибо как неправые догматы не должны быть принимаемы ради того, чему он учит, так из-за неправоты догматов не должны быть совершенно отвергаемы изданные им изъяснения на Священное Писание, если какие из них полезны.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

все испытывайте, хорошего держитесь

Итак, что же? неужели нам принимать и лжепророков? Нет, говорит. Но все испытывайте, то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

все испытывайте, хорошего держитесь

Продолжение мысли ст. 20. Духовные дары - вещь прекрасная: их нужно поддерживать; но необходимо их и испытывать. Не все виды вдохновения приходят свыше. Мысль здесь отчасти та же, что и у Иоанна 1 посл. IV:1. To kalon в нравственном смысле отлично от to agaqon; первое означает доброе само в себе: второе - доброе по своим последствиям. Первое здесь очень уместно, ибо указывает на доброе, принятое как результат испытания. «Твердо держите то, что вы приняли как результат вашего «dokimazein».

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Сол. 5:16