Толкования на 1 Тим. 6:3

Свт. Феофан Затворник

Аще ли кто инако учит, и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа, и учению, еже по благоверию, разгордеся

Святой Златоуст, как замечено, читает это в связи с сия учи и моли. Так учи, а от тех, которые инако учат, отступай. Чтоб отступал от учения их, об этом святому Тимофею нечего было напоминать. Отступай, говорит, от самых инакоучителей,—не связывайся с ними, «отвращайся от них» (святой Златоуст). Потому что, свяжись с ними, — и пойдет словопрение, от которого никогда никакой не бывает пользы, а одно раздражение и раздор. Уступить тебе они не могут, потому что по гордости и самомнению думают, что знают истину и стоят в ней, тогда как совсем не знают ее. Это самопрельщение и держит их в упорстве и противлении истине. И ничего с ними не поделаешь. Лучше всего не связываться с ними. Возвещай одну истину, — и кто есть от истины, послушает тебя (см.: Ин. 18, 37). Таково содержание предлежащего Апостольского урока.

Кто эти инакоучители, Апостол не определяет частно, а вообще говорит: инако учат, не приступают к здравым словесам Господа и учению, еже по благоверию. Тут можно разуметь все христианское учение,— и догматы, и правила жизни, и освящение таинствами. Кто хоть в чем-нибудь из сего отступает от словес Господа и здравого учения, содержимого сонмом благоверных, тот есть инакоучитель, гордый словопритель, недостойный общения. Почему и: сия учи и моли (6, 2) — относится не к одной покорности рабов, но ко всему вышеизложенному, не исключая, конечно, и этого.

Здравые словеса Господа те суть, о коих Он свидетельствовал: вся, яже слышах от Отца, сказах вам (ср.: Ин. 15, 15). Они те же, что и Дух Святый внушал Апостолам: ибо и Он имел изрекать, елика аще услышит (Ин. 16, 13), и, конечно, что ни изрекал, изрекал, как слышал. Здравые словеса Господа совмещают, следовательно, истину, в тайне Триипостасного Бога сокровенную, и на землю принесенную Сыном Божиим воплотившимся, и распространенную среди людей чрез Апостолов Духом Святым, - истину здравую, то есть чистую, беспримесную, непреложную. Здравы они, как чистую истину содержащие и как здравие душе, приемлющей их, подающие. Ибо истина здравие душе приносит, а ложь, хотя бы и малая, расслабляет ее и немощною делает.

Учение, еже по благоверию,— составляется здравых словес Господа и откровений Духа Святаго. Оно сводит воедино все словеса и из всех истин, ими возвещаемых, составляет одно целое, один образ созерцания дела спасения в Господе Иисусе Христе, благодатию Святаго Духа, по благоволению Отца. Господь многое говорил, многое говорили и Апостолы от Духа Святаго. Слышавшие и принимавшие слагали всё в сердце своем, которое, как архитектон (зодчий) некий, благодатию руководимый, и устрояло тот образ созерцания дела спасения. Сей образ и совмещал учение, еже по благоверию. Установившись под влиянием Апостолов, образ сей вынесен в сердцах верующих из века Апостольского, обновляемый и хранимый преемниками их, и предан последующим родам верных, от которых друг-друго-приимательно и до нас дошел. Так что: учение, еже по благоверию, — есть учение, Церковию содержимое, — тогда при Апостолах и теперь по преемству от них.

По-гречески стоит не: благоверие,— а: благочестие,— τη κατ ευσεβειαν διδασκαλια. Но это не отступление от подлинного слова Апостольского, а точнейшее его выражение. Благочестие есть сердечное отношение к Богу. Жизнь по благочестию есть жизнь в страхе Божием, во славу всесвятого имени Его; учение по благочестию есть учение, содержимое по несомненной вере слову Бога истины. Такое содержание истины есть воистину благоверие, — и оно только одно и есть таково.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких

Если кто иначе, по чужому закону, чему либо учит своевольно, и не следует здравомысленным словам Господа нашего и учению о благочестии, то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности: тот напыщен гордынею от собственных своих измышлений и ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри и другие последствия; - они развращают умы людей, порождая незаконное учение, - лишены истины и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысл. Ты же избегай их, чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 3-8 Аще ли кто инако учит и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Ииcyca Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй, о стязаниих и словопрениих, от нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава, беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие. Отступай от таковых. Есть же снискание велие благочесmиe с довольством. Ничтоже бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем

Инако учит, т. е. учит иному чему-либо, отличному от учения правильного. - И учению, еже по благоверию. Что выше Апостол назвал здравыми словесами, то здесь он назвал учением, еже по благоверию, т.е. учением веры. - Разгордеся, ничтоже ведый. Кто не знает того, что должно знать, тот ничего не знает; а не знающий здравого учения, знает учение сатанинское, сатане же приятна и прилична гордость. - Но недугуяй, о стязаниих и словопрениих. Если ты не веруешь, но хочешь наследовать, то по необходимости должны явиться состязания и словопрения. Но так как христианство возвещает будущие блага, которых теперь нельзя видеть человеку глазами своими, то поэтому необходима вера… Смотри: состязания и словопрения составляют недуг. - Хулы. Допускающий объяснение божественного соображениями человеческого разума, легко впадает при таком исследовании и в хулу. - Непщевания лукава, т.е. мнения и учения незаконные. - Беседы злыя (διαπαρα τριβαὶ – трение одного возле другого), – передача болезни злых учений: метафора, заимствованная от паршивых овец, которые чрез соприкосновение заражают своею болезнию и здоровых овец. – - Непщующих приобретение быти благочестие. Видишь ли, что и словопрения рождают также корыстолюбие? И это естественно. Занимающиеся состязаниями и словопрениями, привлекая к себе больше учеников, получают от них прибыль, т.е. берут с них деньги, и чтобы собрать побольше, притворяются благочестивыми. - Отступай от таковых. Не сказал Апостол: вступай в спор с ними и борись, но: отступай, конечно после первого и второго внушения (Тит. 3:10). Как ты можешь убедить тех, которые борются из-за денег? Отвращайся от них, как от неисправимых. - Есть же снискание велие благочестиe с довольством. Вышеописанные люди притворяются благочестивыми, чтобы в благочестии иметь средство для прибыли и стяжаний; но истинное приобретение есть благочестие само по себе, потому что оно довольствуется тем, что есть, и не ищет избытка материального. Или: благочестие есть приобретение потому, что при нем мы не ищем все большего и большего, а довольствуемся необходимым. - Ничтоже бо внесохом в мир сей… Если мы ничего не принесли с собою в этот мир и ничего не вынесем из него, то что за необходимость иметь больше, чем нужно? - Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем. Нужно, говорит Апостол, есть столько, сколько необходимо для утоления голода, а не для наслаждения пищею, и одежды нужно носить столько и такой, чтобы она служила для прикрытия наготы, а не для роскоши и неги. Таково значение здесь слов: пища и одеяние.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает

Видишь ли, что совершенное незнание доводит человека до безумия и делает его высокомерным, так что кто не принимает здравого учения, тот горд? А гордость для больной души - то же, что воспаление при телесной ране. Итак, если он не возгордился бы, то принял бы учение Господа, Который умалил Себя, умыл ноги ученикам и сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен (Мф. 11:29). Он назвал блаженными нищих духом (Мф. 5:3); Он вывел мытаря оправданным за смиренномудрие (Лк. 18:13). Кто этого не принимает и не знает, тот несомненно гордится.

Но заражен страстью к состязаниям и словопрениям

Итак, состязание есть болезнь: ибо где нет веры, там все больно; там только разгорается война словесная и больше ничего, - причем более искусный в прениях напрягается низвергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет.

От которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения

То есть от состязаний рождаются вредные догматы. Когда мы предаемся состязаниям, - начинаем богохульствовать и думать о Боге то, чего не следует.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких

Есть люди, которые иначе себе представляют задачу христианства. Они думают, что Христос пришел изменить социально-экономические порядки жизни, дать богатство нищим. Но говорить так о христианстве - значит вовсе не понимать его. Отчего же иные высказывают подобные мысли? Оттого, что сошли с истинного пути и повредились умом. Здесь мы имеем ясное опровержение той мысли, будто бы христианство и социализм - одно и то же.

Толковая Библия.