Толкования на 2 Кор. 2:2

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною

Какая тут последовательность? Очень большая. В самом деле, смотри. «Не хотел, – говорит, – придти к вам, чтобы не огорчить вас новыми упреками, негодованием и отвращением». Далее, так как и это было очень резко, и уличало (коринфян), будто они образом своей жизни огорчают Павла, то он, желая смягчить сказанное, говорит: «Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?» Смысл же слов его такой: «Если мне довелось испытать и огорчения, когда я принужден был упрекать вас и видеть вашу скорбь от того, то и это самое доставило мне радость. Это именно было признаком величайшей ко мне любви вашей, когда я так много значил для вас, что и одно негодование мое могло уязвлять вас».

И заметь мудрость (апостола). Ученики обыкновенно досадуют и скорбят, когда их упрекают, а он представляет эти упреки как благодать какую для них. «Никто, – говорит он, – так не радует меня, как тот, кто уязвляется от слов моих, и скорбит, видя меня огорченным». Правда, следовало бы сказать так: «Если я опечаливаю вас, то кто же может обрадовать вас?» Но он не говорит этого, а, желая исправить их, говорит обратное: «Хотя я и заставляю вас скорбеть, но вы, уязвляясь скорбию от моих слов, доставляете мне великую радость».

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

Свт. Василий Великий

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною

Ибо если больные телом столько доверяют врачам, что почитают их благодетелями, даже когда они режут, прижигают или утруждают принятием горьких лекарств, то стыдно нам не питать такого же расположения к врачам наших душ, когда они своим суровым обращением совершают наше спасение, как говорит апостол: кто обрадует меня, как не тот кто огорчен мною? …Поэтому, взирая на конец, надо считать благодетелем того, кто причиняет нам печаль ради Бога (2 Кор. 7:10).

Пространные аскетические правила.

Свт. Феофан Затворник

Аще бо аз скорбь творю вам, то кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене

Место это темновато, но, по связи с течением речи, нельзя не видеть, что святой Павел оправдывает здесь образ своего действования успехом, относя и его в похвалу коринфянам. Поелику надобно было исправлять, то это без скорби обойтись не могло. Дело благоразумия было сделать это как можно с меньшею скорбию или со скорбию почти незаметною. Я это и сделал: писал к вам, укоряя и убеждая исправиться. Конечно, это не могло не быть скорбным не для тех только, кого касалось обличение, но и для всех вас. Но эта скорбь к чему повела? – К исправлению, а исправление к обвеселению меня. Кто может больше обвеселить меня, как не тот, кто в такой силе принимает скорбь от меня? Итак, если я скорбь творю вам, и моим неприбытием к вам, и моим обличительным посланием, пусть творится скорбь: она врачевство; приявшие скорбь исправятся, исправившись, обвеселят меня, мое же обвеселение отразится опять на вас, и будет у нас общее веселье. Феодорит пишет: «Ибо что меня столько веселит, как чувствительность обвиняемых? Она показывает мне пользу, произведенную обвинениями».

Чтобы видеть связь этих слов с предыдущими, надобно поставить между ними дополнительную мысль: не судил я лично скорбь вам нанесть, а если уж нельзя было обойтись без сего, ограничился повержением вас в скорбь чрез послание. В следующем стихе он и прямо выражает сие. Святой Златоуст говорит на сие место: «Не хотел я, говорит, прийти к вам, чтобы не огорчить вас новыми упреками, негодованием и отвращением. Правда, и мне не обошлось без огорчения, когда я принужден был упрекать вас и видеть вашу скорбь от того; но сие же самое вместе доставило мне и удовольствие. Ибо это было признаком величайшей ко мне любви вашей, когда я так много значил для вас, что и одно негодование мое могло снедать вас. Никто столько не радует меня, сколько тот, кто снедается от слов моих и скорбит, видя меня огорченным. Правда, лучше бы было сказать так: если я и оскорбляю вас, то кто же может и обрадовать вас? Но он не говорит сего и, желая исправить коринфян, превращает речь сию и говорит: хотя я и заставляю вас скорбеть, впрочем, снедаясь скорбию от моих слов, вы доставляете мне великую радость».

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною

Ибо если я, ваша утеха, огорчаю вас, то кто же обрадует меня и вас, если не сокрушение и раскаяние того, кто огорчен от меня?

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною

Хотя и огорчаю вас, говорит, упреками и негодованием на вас, но благодаря этому же и радуюсь, видя, что вы до того уважаете меня, что мое негодование и упреки производят в вас скорбь. Ибо никто так не радует меня, как скорбящий так при виде моего негодования. Это показывает, что он не презирает меня. Он радует меня, потому что таким образом подает надежду на свое исправление.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною

Говорит это апостол, поскольку не хочет огорчать коринфян. Но поскольку они усердствовали в грехах, необходимо было их огорчить, хотя бы и вопреки желанию апостола. И все для того, чтобы исправление приносило радость и, уже сделавшись послушными, возрадовались бы те, кто был огорчен порицанием.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною

Смысл слов Апостола такой: я хочу, прибыв к вам, иметь среди вас утешение; хочу, чтобы вы обрадовали меня: но это невозможно, если, прибыв к вам, опять должен буду укорять или огорчать вас. Огорчаемые, вы не можете доставить мне утешения.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною

Если бы Апостолу пришлось огорчить своими упреками Коринфян, то, понятно, он и сам остался бы в огорчении, ибо кто же в Коринфе, помимо христиан, мог доставить ему какую-нибудь радость? А христиане эти были бы огорчены Апостолом, и им было уже не до того, чтобы заботиться о радости его.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2 Кор. 2:1