Толкования на 2 Кор. 3:15

Свт. Иоанн Златоуст

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их

См. Толкование на 2 Кор. 3:14

Свят. Феофан Затворник

Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит

Ту же мысль сказывает, ссылаясь только на повсюдный опыт. Все, говорит, это испытывают, что, читая Моисея, то есть закон, без веры в Господа, ничего там не видят; покрывало лежит на сердце их, видеть и можно бы, но очи сердца закрыты неверием, оттого видя не видят и читая не разумеют. Коль же скоро уверуют в Господа и обратятся к Нему, взимается покрывало с сердца, открываются очи их духовные верою, и они ясно начинают видеть все, сокрытое в законе. Это чудо духовное сам святой Павел испытал и видел его на всех других иудеях, истинно уверовавших. По вере то же самое иначе видится, иначе читается, иначе разумеется. Парфений Гуслицкий сказывает о себе, как он сто раз читал одно место в книге о вере и оно не давало ему никакой мысли; но когда стал склоняться к вере, то это место вдруг, как молниею, просветило очи его сердечные, и он ясно увидел правоту Церкви и ложь раскола. Так бывало и с иудеями; пока не верили, не видели Христа Господа в законе, а когда начинали веровать, Он ясно ими там узревался во всем. Сердце, сжатое неверием, и ум держало в оцепенении, и не давало ему расширить кругозора своего умного; когда же отходило неверие, кругозор ума расширялся, и все представлялось ясным. Подобное нечто и всеми испытывается при чтении Божественного Писания, хотя не от неверия, а от неприготовленности жизнию к созерцанию большего, нежели что представляет буква Писания.

Святой Златоуст говорит: «Поелику Апостол сказал, что даже доселе покрывало в чтении закона пребывает не откровено, то дабы кто не подумал, что сии слова означают темноту закона, он и прежде, хотя другими словами, старался показать несправедливость сего. Ибо когда сказал: ослепишася помышления их, то сим ясно показал, что виноваты иудеи сами. То же самое показывает и в настоящем месте, говоря: покрывало лежит на сердце их, то есть так бывает по причине грубого и плотского разумения иудеев, потому что они не способны понимать Моисея, видеть славу лица его. Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало. Показывает и врачевство, или способ исправления. Хотя он не сказал прямо: когда оставят закон, но ясно указал на сие, сказав: внегда обратятся ко Господу. Таким образом, он до конца выдержал историю. Ибо и Моисей, когда говорил с иудеями, покрывал лицо свое; когда же обращался к Господу, снимал с себя покрывало. А сие прообразовало имеющее быть после, то есть когда мы обратимся к Господу, тогда узрим славу закона. Видишь ли, как он сильно влечет иудея к вере? Он показывает, что приходящий к благодати не только может смотреть на Моисея, но и стать на одной степени с сим законодателем, ибо не только, говорит, ты будешь созерцать славу, которой тогда не видал, но и сам приобщишься не той же только славы, но и гораздо лучшей. Каким образом? – Поелику ты, обратившись ко Господу и получив благодать, будешь наслаждаться такою славою, в сравнении с которою слава Моисея так мала, что не есть и слава».

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их

Но до сего дня, когда читают Моисея. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие Писания названы именем пророков, коих пророчественные речи содержат они. Итак, поелику писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына - превыше обетований пророков и Евангелие Господа - превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их

Поскольку выше сказал, что покрывало лежит в чтении Ветхого Завета, то, дабы кто не подумал, что покрывалом называет неясность закона, говорит: нет, я называю покрывалом слепоту и грубость сердца иудеев. Ибо и на лице Моисея оно лежало не для него, но по причине грубости и слабого зрения иудеев.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их

См. Толкование на 2 Кор. 3:6

О началах. Книга 1.


Да проследим, чтобы не только когда они читают Моисея, но и когда мы читаем Павла, не лежало покрывало на сердце нашем. И ясно, что если мы невнимательно будем слушать, если не приложим усердия к изучению и пониманию, то не только книги закона и пророков, но и апостольские и евангельские великим покрывалом от нас будут закрыты. Я опасаюсь также, как бы по чрезмерному небрежению и неразумию сердца не только закрытыми покрывалом покажутся нам божественные свитки, но даже и запечатанными… из чего явствует не только необходимость приложения усердия к изучению священных книг, но также необходимость молитвенного обращения к Богу день и ночь (Пс. 1:2). Ибо сам Он - открывающий Писания, входящий в сердца учеников так, чтобы говорили: разве не разгорелись сердца наши, когда открыл нам Писания (Лк. 24:32). Да снизойдет Он и удостоит сейчас открыть нам то, ради чего вдохновил апостола Павла сказать: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Гомилии на Книгу Исхода.

Лопухин А.П.

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их

На сердце их. Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. 2 Кор. 4:6; Рим. 1:21).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2 Кор. 3:6