Толкования на 2 Кор. 5:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-5 только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа

«Только бы нам и одетым не оказаться нагими» [Ενδυσάμενοι; По-видимому, Златоуст читал здесь – Εκδυσάμενοι, как показывают дальнейшие слова беседы], (ст. 3). То есть, хотя и сложим с себя это тело, однако не без тела там явимся, но с тем же самым телом, которое сделается тогда нетленным. Некоторые же читают: « Только бы (είπερ) и одетым, не оказаться нагими», – и весьма рассудительно. Чтобы не все полагались на воскресение, (апостол) и говорит: «Только бы (είγε) и одетым, – то есть в нетление, и получив нетленное тело, – не оказаться нагими» – славы и известности спасения. О том же говорит он и в первом послании, то есть, что хотя и все воскреснем, «каждый в своем чине»; и: «есть телеса небесные, и телеса земные» (1 Кор. 15:23, 40). Воскресение будет для всех, но слава не для всех. Одни воскреснут в чести, а другие в бесчестии; одни для царствия, а другие для мучения. То же самое он хотел показать и здесь, когда сказал: «Только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься» (ст. 4).

Здесь он ясно и совершенно заграждает уста еретиков, показав, что говорит не просто о том или о другом теле, но о тлении и нетлении. «Мы не о том, – говорит, – воздыхаем, чтобы освободиться от тела (потому что мы не желаем сложить его с себя), но страстно желаем только освободиться от тления, которое в нем находится». Потому и говорит, что мы хотим не совлечься тела, но только облечь его в безсмертие. Потом сам же объясняет свои слова: «чтобы смертное поглощено было жизнью». Так как для многих казалось тягостным разлучение с телом, и он шел против всеобщего голоса, говоря, что мы воздыхаем потому, что не желаем от него освободиться («Если душа, – могли сказать ему, – так страдает и скорбит, разлучаясь с телом, то как же ты говоришь, что мы воздыхаем потому, что долго не освобождаемся от него?»), то, предупреждая такое возражение, (апостол) и говорит: «И я не утверждаю, что мы о том воздыхаем, как бы сложить с себя (никто без скорби не слагает его, почему и о Петре говорит Христос: «и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21:18), а о том как бы облечь его в нетление. Оттого мы и тяготимся телом, т. е. не оттого, что носим тело, но оттого, что носим тело тленное и страстное. Это-то и производит в нас скорбь. Но наступающая жизнь истребит и уничтожит тление, – именно тление, а не тело». «А как же, – скажешь ты, – это произойдет?» Не спрашивай о том, – Бог это делает, – не любопытствуй. Потому и присовокупил: «На сие самое и создал нас Бог» (ст. 5). Этими словами он показывает, что это прежде было определено о нас. Не теперь только это стало благоугодно Богу, но в начале еще, – когда Он образовал нас из земли и создал Адама, а создал его не с тем, чтобы он умер, но чтобы соделать его бессмертным. Потом, чтобы более удостоверить в этом, присовокупил: «и дал нам залог Духа». Как тогда Он для этого (бессмертия) сотворил человека, так и теперь через крещение возсоздал его для той же цели, и в удостоверение этого дал нам немаловажный залог, Святого Духа. О залоге (апостол) упоминает часто – как для того, чтобы показать себя должником, так и для того, чтобы через это придать бóльшую достоверность своим словам во мнении людей более слабых.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.


Но как, скажешь, можно облекшемуся в нетление и бессмертие оказаться нагим? Как? Когда мы будем чужды славы и лишимся дерзновения пред Богом. Тела грешников действительно восстанут нетленными и бессмертными; но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут нетленными для того, чтобы постоянно гореть, потому что, если тот огонь неугасим, то для него нужны и тела, никогда не уничтожаемые. Поэтому он говорит: аще точию и облекшеся, не нази обрящемся. Не то только, на самом деле, желательно, чтобы мы воскресли и облеклись в бессмертие, но чтобы, воскресши и облекшись в бессмертие, не явились лишенными славы и дерзновения пред Богом, чтобы нас не предали огню. Поэтому он и говорит: аще точию и облекшеся, не нази обрящемся.

О воскресении мертвых.

Свт. Феофан Затворник

аще точию и облекшеся, не нази обрящемся

См. Толкование на 2 Кор 5:2

Прп. Ефрем Сирин

только бы нам и одетым не оказаться нагими

Но только бы, когда мы совлечем оное, то есть когда умрем и воскреснем, не нагими оказались мы, как Адам в жилище (раю), которое потерял (Быт. 3:7).

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Только бы нам и одетым не оказаться нагими

Дабы не все полагались на одно нетление тела, говорит: только бы нам и одетым в нетление и получив тело нетленное, не оказаться нагими, т. е. славы и безопасности, как имеющим скверну греха. Ибо всеобщее воскресение, а не честь.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Севериан Габальский

Только бы нам и одетым не оказаться нагими

Все, и праведные и неправедные, облекаются нетлением. Однако если кто-то будет предан наказанию, он ничем не отличается от нагого.

Фрагменты.

Дидим Слепец

Только бы нам и одетым не оказаться нагими

Неверующий и негодный человек, даже если получит духовное тело, которое называется небесным жилищем (ст. 2), окажется наг, поскольку не потрудился приобрести облачение внутреннего человека (ср. Рим. 7:22-23; 2 Кор. 4:16; Еф. 3:16).

Фрагменты.

Амвросиаст

Только бы нам и одетым не оказаться нагими

О воздыхании в мольбе говорит Павел, чтобы представить, как обещанная слава, вдохновенная с небес, могла быть воспринята воскресаемыми. О том жаждущие настойчиво молятся, чтобы, будучи воскресшими, не оказались они наги, то есть лишенными обещанной славы. Поскольку заботятся о том, чтобы наполненное душой тело, по суду Божию, покрылось и славой, которая переходит в светозарность.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

только бы нам и одетым не оказаться нагими

См. Толкование на 2 Кор 5:2