Толкования на 2 Кор. 6:18

Свт. Иоанн Златоуст

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

См. Толкование на 2 Кор. 6:17

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель

См. Толкование на 2 Кор. 6:17

Свт. Феофан Затворник

И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель

(Иер. 3:19, Ос. 1:11). Таким Бог и имел всегда Израиля; и когда он оказывался неисправным, в укор ему представлял Свое ему отчество и его Себе сыновство. Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). И новому Израилю не то же обетовано в совершеннейшем смысле и в существеннейшем значении. Ибо говорится: елицы прияша Его (Господа Спасителя, верою и любовию), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1:12–13). В том и состоит совершение всякого верующего христианином, что он рождается свыше водою и Духом и в момент рождения сего делается сыном и дщерию Богу. В один момент происходит и совершение христианином или христианкою и вступление в чин сына или дщери Богу. «Видишь ли, пророк давно уже предсказал о нашем настоящем благородстве, то есть о возрождении благодатию» (святой Златоуст).

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

См. Толкование на 2 Кор. 6:17

Блж. Феофилакт Болгарский

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Видишь ли, как пророк давно предсказал о нынешнем возрождении и усыновлении, совершающемся в нас чрез крещение.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Это слова Христа и то, о чем свидетельствует Иеремия, который говорит: После того Он явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3:38); ибо Он обитал с нами, как о том говорит Иоанн апостол: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Поскольку сей есть Бог наш, также говорит Иеремия: Сей есть Бог наш (Вар. 3:36). И поскольку мы народ Его, нет сомнения в том, ибо Церковь - Христа. Оттого хочет очистить нас от всякой порчи, чтобы принять нас в дети, как об этом Сам говорит: Дети! недолго уже быть Мне с вами (Ин. 13:33). И поскольку Он всемогущ, полагаю, здесь быть не должно места сомнению, ибо что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5:19). То есть Сын может все, что может Отец; если же чего не может Отец, того не может и Сын. Но могуществен Сын, Который говорит об Отце: Богу же все возможно (Мф. 19:26). Этим свидетельством Павел и нас к чистой жизни призвал, и показал, что Господь наш Иисус уже ранее и в древние времена был Господом нашим и заранее ожидал принятия нас в объятия Своей любви.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Обетования об усыновлении избранного народа Богу повторяются у пророков и преимущественно соединяются с пророчествами о пришествии в мир обетованного Спасителя мира. По отношению к избранному народу израильскому они показывали то же особенное Божие попечение об избранном народе, о котором сказали мы, объясняя слова: вселюся в них и похожду: и буду им Бог, и тии будут Мне людие (ст. 16). А по отношению к новозаветному времени сии пророчества предсказывали о благодатном усыновлении Богу верующих в Иисуса Христа, по Его заслугам пред Богом Отцем, действием Святого Духа. Об этом времени пророк Иеремия от лица Божия говорит: Яко сей завет, его же завещаю дому израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди (сл. Евр. 10:16). И не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси познают Мя от мала даже и до великого их; яко милостив буду неправдам их и грехов их не помяну ктому (Иер. 31:33-34). Это говорит пророк о том времени, когда Иисус Христос совершил уже искупление рода человеческого, примирил Бога с человеками и ниспослал Всесвятого Духа, научающего всех верующих истинному Боговедению. Подобное и пророк Иезекииль говорит от лица Божия: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших: и очищу вас. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно: и дух Мой дам в вас, и сотворю, да в заповедех Моих ходите, и будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога, и спасу вы от всех нечистот ваших (Иезек. 36:24-29). Слова пророка в высшем значении относятся к новозаветному времени, когда кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (Ин. 1:7).

Об усыновлении Богу верующих в Иисуса Христа Иоанн Богослов говорит: Елицы прияша Его (Иисуса Христа), даде им облает чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотские, ни от похоти мужеские, но от Бога родишася (Ин. 1:12, 13). Апостол Павел пишет: Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Не приясте бо духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения (усыновления), о Нем же вопием: Авва, Отче. Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есте чада Божия (Рим. 8:14-16).

И вы будете Моими сынами и дщерями. Это показывало, что благодатное усыновление по обетованию Божью равно принадлежит как мужескому полу, так и женскому, о чем говорит апостол Павел: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни еллин; несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский: ecu бо вы едино есте во Христе Иисусе (Гал. 3:28).

Говорит Господь Вседержитель. Как выше Павел истинного Бога, в отличие от мертвых богов языческих, назвал Богом живым; так и теперь называет Его Господом Вседержителем, показывая, что единый истинный Бог есть Бог всемогущий; Он содержит всякое бытие в мире видимом и невидимом, а потому беспрепятственно может исполнить и все свои обетования, хотя бы они казались нам неудобоисполнимыми.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

См. Толкование на 2 Кор. 6:17