Толкования на 2 Кор. 8:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-4 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым

Далее он выражает то же самое яснее, говоря: «я свидетель» (достоверный свидетель), «и паче силы», – т. е. «преизбыточествует в богатстве их радушия» (ст. 3). И не этими только, но и всеми последующими словами объясняет то же, именно говорит: «доброхотны» (ст. 4). Вот и другое превосходство. «Со многим молением» – вот и третье, и четвертое. «Моляще нас» – вот еще и пятое. «И будучи сами в скорби и нищете» – вот шестое. И седьмое – «с избытком подали».

Далее, так как главною его целью было довести коринфян до того, чтобы они подали милостыню по свободному расположению, то он особенно останавливается на этом, говоря: «весьма убедительно просили нас». Не мы их просили, а они нас. О чем же «просили нас»? – «принять дар и участие [их] в служении святым». Видишь ли, как он превозносит опять милостыню, называя ее священными именами? Так как (коринфяне) ревновали о делах духовных, то называет милостыню «благодатию», чтобы прибегали к ней, и «общением», чтобы знали, что они не только дают, но и сами получают. «Они, – говорит, – просили нас, чтобы мы приняли такое служение».


Смысл его слов таков: нищета не только не воспрепятствовала им быть щедрыми, но еще и стала причиной преизобилия, подобно тому, как скорбь - причиной радости. Чем беднее они были, тем щедрее становились и усерднее подавали.

Гомилия 16 на 2-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Яко по силе их, свидетельствую, и паче силы доброхотни

Объясняет сказанное и еще более возвышает их добродетель. По силе и сверх силы,– иные по силе, другие и сверх силы. Или так: они жертвуют, сколько сил есть; но, что я говорю: сколько сил есть – сверх силы. Это то же самое, что выше выразил избыточеством щедрости (Феофилакт). Словом же: доброхотни, αυθαιρετοι, возвышает их податливость; ибо этим он выражает: не мы их к тому понудили, или уговорили; они все это делают сами собою, самоохотно, по своей доброй воле. Хорошо, кто делает добро по указанию и убеждению со стороны; но, конечно, гораздо лучше тот, кто сам догадывается, что надо сделать, и делает то по своему начинанию. Доброта у такого, значит, лежит во глубине сердца и служит своим внутренним возбудителем к соответственным делам. Апостол говорит как бы: «Свидетельствую о них, что они усердием превысили силы свои и сами предупредили наше увещание» (Феодорит).– Свидетельствую, то есть «говорю, как очевидец и достоверный свидетель» (святой Златоуст). Для умников коринфских, еще не совсем освободившихся от эгоистической сжатости, слово Апостола могло показаться невероятным. Как сверх силы? – Апостол уверяет: не по слуху говорю, сам вижу. Против такого удостоверения и умникам нельзя было возражать, а оставалось признать высоту добродетели македонян и собираться с силами подражать им.

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель

См. Толкование на 2 Кор. 8:1

Прп. Ефрем Сирин

Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель

См. Толкование на 2 Кор. 8:1

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-4 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым

Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель

Объясняет сказанное выше и говорит: по силам, даже сверх сил; ибо в этом состоит избыток простоты, то есть в том, что сверх сил. Притом, они не были увещеваемы нами, но доброхотны. И что я говорю? Они сами много просили и умоляли нас. Говорит это для того, чтобы и их побудить не столько ко многому подаянию, сколько к подаянию с охотой. С этой целью и останавливается на сем предмете.

Принять дар и участие их в служении святым

Здесь недостает слов: просили нас принять это служение. Сказал: дар, чтобы коринфяне, как ревновавшие о дарах духовных, прибегали и к милостыне, как к дару, о чем и выше сказано. Участием же назвал ее, дабы знали, что, давая другим, сами получают.

Амвросиаст

Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас

Сколь достойно было и угодно Богу, Который знал ограниченность их силы, предаваться всеми силами служению. И поскольку они от всего сердца предали себя Богу, уже более хотели совершить, чем им это позволяли их силы.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас

См. Толкование на 2 Кор. 8:1