Толкования на 2 Пет. 1:13

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 13-14 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне

Чтобы при постоянном напоминании об одном и том же не подумали, будто их осуждают в праздности, и не опечалились, апостол прибавил: «хотя вы знаете и утверждены в настоящей истине». А в объяснение причины постоянного напоминания прибавил то, что он знает, что скоро последует разрешение его от тела.

Толкование на 2-е послание Петра.

Экумений

Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием

Исходя из этого, они хотят показать, что и после смерти святые помнят о здешней [жизни] и ходатайствуют за живущих. Другие же толкуют речение просто и понимают его так: Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2 Пет. 1:15), - то есть пусть не удивляет и не тяготит вас непрестанное повторение одних и тех же увещаний. Я поступаю так не для того, чтобы укорить вас в праздности. Непрерывно наставляя вас в этом, я укрепляю в вас твердое и неколебимое знание об этих [вещах].

Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Иларий Арелатский

Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием

[Петр говорит]: справедливым же почитаю, как если бы сказал: хотя иудеям кажется несправедливым призывать язычников к вере.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием

В сей телесной храмине, или палатке: так называется тело, как жилище души, — образ, употребляемый, кроме рассматриваемого места, у апостола Павла (2 Кор. 5:1) и в Ветхом Завете (Ис. 38:12; Прем. 9:15). Представляется, что душа при жизни настоящей живет в теле, как человек в жилище, или доме, или палатке, а при смерти как бы выходит из этого жилища, отходя в другой мир. Этим образным выражением означается бессмертие души человеческой при смертности тела, кратковременность пребывания ее в теле и легкость ее отхода из этой жизни. Особенно силен образ палатки, а не дома, который обыкновенно более прочен и в котором долго можно жить; палатка — подвижное жилище, снял, разобрал — и нет ее. Так и с телом, когда вышла из него душа, — разрешилось быстро на составные части и предалось тлению — и нет палатки. Этим же образным выражением обозначается то, что христиане, да и вообще все люди, — странники и пришельцы на земле, у которых и дома-то прочного нет, а есть только временная палатка или шатер. Возбуждать вас: усиленное выражение; не только будить, но возбуждать — усиленно будить, как заспавшегося человека; означается не только простой сон, но сонливость, разумеется духовнонравственная сонливость, или беспечность, от которой и предостерегает своих читателей апостол.

Толковый Апостол

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием

Вот причина, которая и одна сильна была всегда побуждать к напоминанию важнейшего христианского долга. Он, как Апостол и пастырь, почитал справедливым побуждать верующих к исполнению важнейших христианских обязанностей напоминанием о них. Причин этому много. Доколе христианин пребывает в этом мире, среди искушений и соблазнов мира, он всегда может ослабевать в ревности к исполнению своих христианских обязанностей, развлекаемый житейскими заботами и делами, нехорошими примерами других, господствующими обычаями и подобн. Поэтому долг пастыря – всегда напоминать пасомым об обязанностях их, и особенно важнейших, которые необходимо исполнять для достижения будущей блаженной жизни. Поэтому и пасомые не должны оскорбляться, когда слышат напоминания о тех истинах, которые им знакомы, и которые, может быть, они хорошо знают и исполняют. И пастырь должен напоминать о спасительных истинах и христианских обязанностях по своей святой обязанности, и пасомые должны принимать наставления со вниманием и заботливостью, чтобы всегда более усовершаться в благочестии и добродетелях, по учению Христову; чтобы таким образом непреткновенно идти к царствию небесному, с непоколебимою надеждою на беспредельное милосердие Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Донележе есмь в сем телеси. «Доколе нахожусь в сей телесной храмине». Апостол называет тело храминою или хижиною; ибо оно для души служит временным жилищем и потому, что бренно и удоборазрушимо, подобно какой-нибудь хижине или шатру; и потому, что в настоящей жизни мы, как странники, стремящиеся к отечеству небесному, вместо прочных домов, имеем хижины или шатры, непрочные и удоборазрушаемые. Таково наше тело (2 Кор. 5:1). Поэтому и все мы здесь, нося бренное тело, должны почитать себя странниками; переселяясь с места на место, живем мы в бренных телах, как бы в шатрах, подобно древним патриархам (Евр. 11:9).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием

См. Толкование на 2 Пет. 1:12