Толкования на 2 Пет. 2:15

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

Если благодать Божия действовала на осла и на прорицателя, вследствие домостроительства и пользы израильтян, то, очевидно, и на нас будет действовать и возвысит это для нас.

Фрагменты.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную

См. Толкование на 2 Пет. 2:14

Андрей Монах

Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

Чтобы мы и из этого узнали, что из-за своей сребролюбивой страсти, которая питалась безумным волхвованием, Валаам получил запрещение от Бога. Во второй же раз он поторопился отправиться в путь к Валаку по причине зависти, и только страхом Божиим он был научен и не ослушался в слове благословения только по причине ужасов, представших ему на дороге. А это было делом Божией силы, а не его негодного произволения и не его языка, изощрившегося на службе у лжи.

Об этом и толкователи говорят: ослица Валаама осуждает его, потому что послушалась ангела и удалилась, а он же, услышав Бога, не пошел и не благословил народ, и не послушался [Божией] воли. Посему его учителем стала ослица.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

Оставив прямой путь, то есть Христа, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

Проговорив человеческим голосом, то есть чтобы человек понял, что Бог через животное говорил. Остановила безумие пророка, потому что те, кто переступает через заповедь Бога своего, безумцы, и неразумные животные разумнее их, потому что соблюдают закон своей природы.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную

Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Чис. 22:8; Чис. 19:38; Чис. 25:1 и далее; Чис. 31:16; Откр. 2:14). — Оставив прямой, или правый, путь: это — путь богооткровенной истины (2 Пет. 2:2), или путь правды. Он называется еще путем Господним (Быт. 18:19), путем мира (Рим. 3:17), путем премудрости (Притч. 4:11), путем жизни (Притч. 10:17), путем спасения (Деян. 16:17). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно — идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. — История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. — Сына Восорова: по древнему произношению и чтению — Всорова. — Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму (Чис. 22:7), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). - Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, что ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними (Чис. 22:22). — И сам Валаам понял скоро, по связи речи, что в сердце его была греховная страсть при этом (Чис. 22:34); взор апостола усмотрел эту страсть в том, что он возлюбил мзду неправедную.

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

См. Толкование на 2 Пет. 2:10

Нравственная распущенность и корыстолюбие современных апостолу и будущих лжеучителей поясняется здесь, как и у Ап. Иуды (Иуд. 1:11) и в Апокалипсисе (Откр. 2:14), сравнением их с Валаамом, тоже оказавшимся повинным в любостяжании (Чис. 22:5 сл. Чис. 22:22-34) и, кроме того, введшим израильтян в соблазн общения с мадианитянками (Чис. 25:1; Чис. 31:16). При этом Ап. Петр вспоминает, ст. 16, о сверхъестественном вразумлении, данном Богом через бессловесную ослицу пророку. «Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменною своею страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и Апостол назвал его «пророком», как сознававшего, ибо он говорил… Итак благословение его было делом не волхвования, но силы Божией» (блаж. Феофил.).