Толкования на 2 Пет. 3:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-2 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими

Отсюда узнаем, что посланий апостола Петра всего два. В них напоминанием возбуждаю значит: в этих посланиях или этими посланиями я возбуждаю ваш чистый смысл. Ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного, и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силой и усердием. А заповедано это чрез проповедь пророков и апостолов. Посему и Павел говорит: бывши утверждены на основании Апостолов и пророков (Ефес. 2:20). Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям. Почему же говорю о пророках и апостолах? Потому, что они возвещали и о первом и о втором пришествии Самого Господа и Спасителя нашего. Порядок речи такой: чтобы вы помнили слова, прежде реченные (ύπό) святыми пророками, заповедь (ύπό) апостолов своих, по (ύπό) заповеди Господа и Спасителя. Ибо предлог ύπό (от) относится ко всем. Почему же заповедует оживлять память о сем? Потому, присовокупляет, что страстно живущие по своим похотям бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором вместе с пророками предвозвестил и Сам Господь, и посему гнушаются нечистой жизнью их, и особенно потому, что за предсказанием не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток.

Экумений

Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл

Из этого мы узнаем, что Петр написал всего два послания. Так следует понимать его слова: в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл.

Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Иларий Арелатский

Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл

Чтобы не оказалось, что они сомневаются во втором послании, апостол говорит: это я [Петр] пишу его.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл

Ввиду близкой своей кончины (2 Пет. 1:14) и появления наглых ругателей (2 Пет. 3:3) апостол любвеобильный счел нужным написать своим возлюбленным чадам новое, второе, послание. В них, то есть как в первом, так и в этом втором послании, напоминанием возбуждаю (2 Пет. 1:13) ваш чистый смысл, или чистую мысль, в противоположность мрачной, или омраченной, мысли лжеучителей. Чистый смысл, о котором говорит апостол, есть такое состояние просветленной души, когда человек действием благодати Божией очищается от всякой нечистоты духовной, в мысли — от заблуждения в учении, в сердце и воле — от греховных пожеланий и чувств, во всей жизни — от нравственных скверн, когда свет человека-христианина так светится пред человеками, чтобы ими прославлялось всегда имя Божие (Мф. 5:16; 1 Кор. 5:8; 2 Кор. 1:12). — «В этих посланиях, или этими посланиями, я возбуждаю ваш чистый смысл; ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного, и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силою и усердием. А заповедано это через проповедь пророков и апостолов… Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям… Они возвещали и о первом, и о втором пришествии Самого Господа и Спасителя нашего» (Феофилакт).

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими

Одушевленный пастырскою ревностью о спасении христиан, Апостол, ввиду близкой своей кончины (2 Пет. 1:14), пишет своим духовным чадам новое, второе послание, в котором, как и в первом, он напоминанием возбуждает чистый смысл читателей (ст. 1), в согласии с целым учением пророков и апостолов и с заповедью Самого Господа, и в противоположность омраченной мысли лжеучителей (ст. 2 Пет. З:3 сл.). «Чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силою и усердием. А заповедано это через проповедь пророков и апостолов» (блаж. Феофил.), возвещавших и первое, и второе пришествие Господа Спасителя. Апостол желает утвердить и закрепить учение Евангельское в устах христиан ввиду имеющих появиться и уже появившихся лжеучителей и ругателей.