Толкования на 2 Тим. 2:16

Свт. Иоанн Златоуст

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

См. Толкование на 2 Тим. 2:15

Свт. Феофан Затворник

Скверных же тщегласий отметайся: наипаче бо преспеют в нечестие

Скверных,βεβήλους, – нечистых, оскверняющих, таких, которые не только сами нечисты и скверны, но делают нечистым и оскверненным и все к ним прикасающееся, как, например, в иудействе мертвечина оскверняет все прикасающееся к ней. Тщегласий, κενοφωνίας , – не пусторечий только, но пустых звуков, смысла не содержащих, по просторечию – пустозвонства. В отношении к вере истинной, Богом Самим засвидетельствованной, все несогласное с нею воистину есть пустозвонство. Заметим, что святой Златоуст читал не: κενοφωνιας; – пустогласий, a: καινοφωνιας; – новогласий, новых речений, новых выражений, конечно, по поводу новых и учений. Ему последует Экумений; и Вульгата читает: vocum novitates. – Отметайся, περιΐστασο, – оставляй о страну себя, устраняйся или около стой, окружай, ограждай и тесни, не давая ходу. Таким образом, в словах сих две подаются мысли: устраняйся от пустогласий, то есть от споров, в которых шуму, гласов и возглашений много, а толку нет; и – ограждай новогласия, то есть новые учения огради, чтоб они не распространялись, как ограждают местность, где внедрилась заразительная болезнь, и не огради только, но и тесни, чтоб подавить их. Святой Златоуст говорит: «этим (то есть испущением только новых гласов) дело не ограничивается; но когда привнесено что-либо новое, то оно постоянно порождает καινοτομιας – новые сечения (в учении и в последующих ему); без конца блуждает тот, кто вышел из тихой пристани (учения, содержимого Церковию) и нигде не остановится». Почему «гони все, что нововводится в проповедь из новых примышлений, как заразительное и сквернительное, – тесни то, чтоб не распространялось и престало», – прибавляет Экумений. Последняя мысль более сообразна с тем, что говорится тотчас вслед за сим.

Наипаче бо преспеют в нечестие, ἐπι­̀ πλεῖον γὰρ προ­κόψουσιν ἀσεβείας, – ибо они преуспеют – подвинутся, вдадутся – в большую меру нечестия, если, разумеется, не пресечешь их, не оградишь и не стеснишь. С одной стороны, новизна привлекает внимание и расширяет круг слышащих и внимающих; с другой – порождение одной новизны раздражает позыв и потребность в порождении новых новшеств, и новосечения – новые учения – естественно множатся, как множатся полипы от рассечения их. «Если введется что прелюбодейное – подложное (в область веры); то оно шагает все дальше и дальше от нелепости к нелепости и каждодневно принимает большее приращение» (Экумений). Если б так распространялась истина, чрез это распространялось бы благочестие; но как распространяется новизна, она и есть потому ложь, а ложь всегда есть от диавола, первого богоборца и первого учителя богоборству; то чрез распространение новшеств будет распространяться только нечестие. Новшества повреждают веру, привлекая же своею новизною внимание верующих, и их повреждают и ввергают в нечестие, поставляя их не в должное отношение к Богу, вместо благочестия, то есть должного отношения к Богу, в каком содержит их вера. Самое новшество есть нечестие; потому что свое измышление ставит выше Божеского определения в Его слове. Оно есть повторение дела прародителей, которые, приплетши, со слов отца лжи, новое толкование к заповеди, впали в крайнее нечестие и ввергли в него весь род человеческий. Будучи же таково по природе новшество в вере, оно и плод всегда и всюду производит по роду своему, – то есть ввергает в нечестие и распространяет его, по мере своего распространения.

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

А непотребных и мерзкогласных слов всех сект, чуждых премудрости Писания, удаляйся; поелику таковые люди, благодаря нечестию своему, только еще более умножаются, то есть в виду их беззакония все беззаконники безумно устремляются в след их.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 16-19 Скверных же тщегласий отметайся: наипаче бо преспеют в нечестие: и слово их яко гангрена жир обрящет: от нихже есть Именей и Филит: иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение уже бысть: и возмущают некоторых веру. Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать cию: позна Господь сущыя Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне

Скверных тщегласий (καινοφωνίας – новогласий). Если привносилось что-либо новое, по новейшему измышлению, в евангельскую проповедь, то оно вообще было скверно и нечисто. - Отметайся (περιΐστασο – значить или избегай, или теснее окружай, чтобы оно задержалось и прекратилось). - Наипаче бо преспеют в нечестие. Если введется какое-либо подложное учение, то оно, говорит Апостол, всегда идет к нелепости и ежедневно получает все большее и большее приращение. - Яко гангрена. Гангрена – это гнилая рана, то место, на котором она появилась и распространяющая гниль; некоторые называют ее раком, или рожею. - От нихже есть Именей, т.е. из числа тех, которые привносили скверный новые учения. - Иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение… (Феодорит). Воскресением эти злосчастные люди называли преемство чрез рождение детей и некоторых обольстили этим так, что они отступили от апостольского учения. - Яко воскресение уже бысть. Хорошо Апостол выше сказал: наипаче бо преспеют в нечестие. Смотри, сколько зла вытекает из того, что они говорят, что воскресение уже было? Мы лишаемся второго пришествия Христова, а что может быть горестнее этого? Нет ни воздаяния, ни наказания; лживым представляется и Христос, возвестивший нам об этом, и многое тому подобное; как, например, аще мертвии не востают, то ни Христос воста (1 Кор. 15:16), и не воссядет Он на престол, как Судия живых и мертвых (Деян. 10:42). – И возмущают некоторых веру, простейших и слабейших. Разрушается вера слабейших, а твердое основание Божие (т.е. верующие, вера которых не может быть разрушена) стоит, имея такую печать, такой признак: позна Господь сущыя своя. От века было ведомо Богу, что они всецело будут преданы Ему и не изменны. Признаком того, что Господь познал их, служит то, что они не развратились и не отступили от благочестия. И да отступит от неправды. Другой признак: да отступит от неправды (от заблуждения в догматах) всякий именующий имя Господне, как должно именовать. Не отвращающиеся от веры, говорит Апостол, твердо стоят как своего рода живые столпы, нося эти надписи на своих делах.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феодорит Кирский

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

См. Толкование на 2 Тим. 2:15

Блж. Феофилакт Болгарский

А непотребного пустословия удаляйся

То есть убегай. Святой Иоанн Златоуст под пустословием – κενοφωνία везде дает разуметь новые сечения - καινοτομίας в учении и в последующих ему. Некоторые же вместо удаляйся – περιίστασο читают: περισσωσίστασο – больше обращай внимание на то, чтобы остановить и задержать их. Это не так.

ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться

Неудержимое, говорит, это зло и не допускает врачевства: оно заражает все, и люди неисправимы.

Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру

Хорошо сказал выше: еще более будут преуспевать в нечестии. Казалось бы, в том только и заключается зло, что говорят о воскресении. Однако, отсюда происходят большие последствия. Ибо если воскресение уже было, то уничтожен и суд, и воздаяние, и добрые насладились печалями и скорбями, а злые наказаны утопанием в удовольствиях. Какая же нужда держаться добродетели, если таковы воздаяния? Не сказал: всех людей, но: некоторых, то есть слабейших. Посему прибавляет и следующее.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Ориген

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

См. Толкование на 2 Тим. 2:15

Амвросиаст

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

См. Толкование на 2 Тим. 2:15

Лопухин А.П.

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

См. Толкование на 2 Тим. 2:15