Толкования на 2 Тим. 4:19

Свт. Феофан Затворник

Целования (4, 19—21)

Целуй Прискиллу и Акилу и Онисифоров дом

Акила и Прискилла, возвращавшиеся в Рим (см.: Рим. 16, 3), теперь снова оказываются в Ефесе. Вероятно, они в Рим ездили на время, для покончания своих там дел, положив прочее жить в Малой Азии; неистовства Нерона могли ускорить их оттуда выбытие. Смотри о них в Послании к Римлянам. Святой Златоуст говорит об них: «это — те лица, о которых часто упоминает Апостол, у которых он жил, которые принимали Аполлоса. Настоящее приветствие было для них немалым утешением, служило доказательством почтения и любви его и доставляло им великую благодать; ибо и одно приветствие такого святого и блаженного мужа могло исполнить великой благодати того, кто удостоивался этого приветствия».

Об Онисифоре смотри выше (см.: 1, 16—17). Святой Златоуст говорит: «Онисифор был у него (Апостола) в Риме, как говорит он (см.: 1, 16).— Настоящим приветствием он делает и Домашних его более усердными к делам, подобным делам Онисифора». Прочее о нем пишется у святителя Димитрия, что он епископствовал в Колофонии и Киринии и даже до крови пострадал за веру. Свидетельствует о нем «Мученикословие», что, после многих ран, он растерзан дикими конями и предал дух свой в руце Богу. Из 70-ти. Память — 7 сентября.

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 19-22 Целуй Прискиллу и Акилу и Онисифоров дом. Ераст оста в Каринфе. Трофима же оставих в Милите боляща. Потщися прежде зимы приити. Целует тя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и братия вся. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с нами

Прискилла и Акила – это те же делатели палаток, о которых Апостол часто упоминает и у которых он даже жил. О жене упомянул прежде, потому что она отличалась большею верою и усердием; так она обратила к вере и Аполлоса. Вообще же Апостол высказывает приветствие для того, чтобы с одной стороны утешить, с другой стороны, – показать свое почтение и любовь, а что всего важнее – чтобы сподобить великой благодати приветствуемых. - И Онисифоров дом. Сам Онисифор был в Риме. Поэтому Апостол приветствует домашних Онисифора, желая и в них пробудить такую же ревность, какую обнаружил Онисифор. - Ераст оста в Каринфе. Хотя прежде Апостол не упоминало нем и о Трофиме, но здесь упоминает для того, чтобы показать, что он остался совершенно один и нуждается в Тимофее. - Трофима же оставих в Милите боляща. Милит находится вблизи Ефеса. Оставил ли апостол Павел Трофима в Милите, когда плыл в Иудею, или он опять посетил эти места, после того как был уже в Риме, достоверно сказать не возможно. Но почему Апостол не исцелил Трофима, а так и оставил больным? Потому что святые люди не все могли делать, чтобы другие не подумали, что у них какая–то лучшая природа, чем у всех людей. - Потщися прежде зимы приити, пока я еще в живых, а если зима задержит тебя, то ты можешь не увидеть меня. - *Целует тя… и Лин. Говорят, что это тот Лин, который был вторым епископом в Риме после Петра. – И Клавдия. Видишь ли, что и жены были усердны и пламенны в вере и распинались миpy? И этот пол, если только пожелает, бывает нисколько не хуже мужеского. И братия вся, из которых более усердных в вере Апостол уже упомянул по имени. - Господь Иисус Христос со духом твоим. Сугубая помощь – от Иисуса Христа и от Святого Духа. Апостол как бы так говорит: с наитием Святого Духа, Которого ныне имеешь ты, да будет и Господь Иисус Христос с тобою; а если это так, то ты не будешь скорбеть о моей кончине. Или: со духом твоим – значит: с духовною благодатию, – так как не восстановленный духовною благодатию не может наслаждаться пребыванием Иисуса Христа. - Благодать с нами. Апостол испрашивает благодати и себе, чтобы всегда благоугождать Богу и всегда иметь духовные дары благодати Его. Аминь.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Приветствуй Прискиллу и Акилу

Это - те лица, которые, восприняли и научили вере Аполлоса, гостеприимством которых пользовался и сам Павел и о которых он постоянно вспоминал. Жену он поставляет прежде, потому что она была усерднее и более предана вере, она научила вере и Аполлоса; - :или апостол делает это безразлично. Приветствие же свое высказывает, чтобы отчасти утешить их, отчасти выразить этим почтение и любовь и - что важнее - преподать великую благодать. Ибо и одно приветствие такого блаженного и святого мужа могло исполнить великой благодати того, кто удостоился его.

И дом Онисифоров

То есть домашних его. Сам он был в Риме и служил Павлу в узах, как выше сказано. Своим приветствием апостол делает их более усердными для преуспевания в подобных делах.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров

Прискиллу и Акилу - см. Деян XVIII:2 и 18 Рим XVI:3.

Дом Онисифоров - см. I:16 и cл.

Толковая Библия.