Толкования на Деян. 1:14

Свт. Иоанн Златоуст

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

«Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами» (ст. 14). Прекрасно! Молитва – сильное ору­жие среди искушений. Этому, с одной стороны, они уже были достаточно научены самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение: потому они и восхо­дят на горницу, что сильно боялись иудеев. «С женами», – го­ворит (писатель), так как (в Евангелии) он сказал, что они следовали за Христом. «И Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». Но как же (Иоанн) говорит, что тогда «ученик взял ее к себе» (Ин. 19:27)? После того, как Христос снова собрал учеников, и она была опять с ними. «С братьями Его», – говорит о тех, которые прежде не верили Христу.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Свт. Филарет (Дроздов)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

Какое неожиданное повествование! Не только после Апостолов, но даже после неких неизвестных жен едва наконец вспомнили наименовать Марию Матерь Иисусову. Что это такое? Неужели повествователь не довольно чтит Матерь Божию? — Сохрани Бог допустить сию мысль, оскорбительную не только для Пресвятыя Девы, но и для святаго евангелиста Луки! Что ж это значит? — То, что святый Лука так пишет в книге Деяний Апостольских, как вела себя Пресвятая Дева между Апостолами; а Она, хотя по высоте благодати, в духе, невидимо председательствовала в соборе Апостолов, — по смирению сердца, во плоти, видимо, не допускала до Себя никакой славы, не употребляла никаких преимуществ, поставляла Себя в ряду с прочими женами, учила их Своим примером тому, чему после учил их апостол Павел словом: Жены ваша в церквах да молчат (1 Кор. 14, 34). Жена в безмолвии да учится со всяким покорением; жене же учити не повелеваю (1 Тим. 2, 11-12).

Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (1832 г.).

См. Толкование на Деян. 1:13

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

Святой евангелист Лука называет эти молитвы молитвами и молениями, чем он изображает, что все занятия Богоматери и апостолов сосредоточивались в разных видах молитвы, что все время их было посвящено молитве.

Аскетическая проповедь.

Блж. Феофилакт Болгарский

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

См. Толкование на Деян. 1:13

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

В горнице они пребывали не без дела: они помнили слова Господа, что чрез несколько дней будут крещены Духом Святым и получат силу, когда сойдет на них Дух Святый. В ожидании обещанного, они усердно, постоянною молитвою приготовляли себя к достойному принятию обещанного Всесвятого Духа. Молитва питала их веру в Иисуса Христа и поддерживала духовное их общение с Господом: они теперь чувствовали Его невидимое присутствие среди них. Это увидим сейчас же из их молитвы ко Господу, при избрании Апостола на место отпадшего Иуды.

Пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса Христа, и с братьями Его. С Апостолами в горнице были некоторые жены, без сомнения, те, которые сопутствовали Иисусу Христу из Галилеи, которые были свидетельницами Его страданий, смерти и погребения (Матф. 27, 55; Лук. 8, 2, 3). С ними была и Матерь Господа Иисуса, преблагословенная Мария. Она, без сомнения, составляла отраду этого общества верующих в Иисуса; она служила залогом того, что все обетования Господа исполнятся; она была живым примером веры, терпения и упования, как много видевшая и много испытавшая в продолжение земной жизни Господа Иисуса. Как до вознесения Господа на небо, Богородица Мария везде являлась смиренною; так и теперь она сохраняет прежнюю свою добродетель и остается в прежнем отношении к ученикам Иисусовым. Потому и Апостол упоминает о ней на ряду с другими, или после других, изображая то, что было на деле, по высокому свойству глубокого смирения преблагословенной Марии.

И с братьями Его. Под сими братьями разумеются родственники Иисуса Христа по плоти, о которых упоминается у евангелиста Иоанна (7, 3, 4), и которые теперь уверовали в Господа Иисуса; иначе они не были бы вместе с учениками Христовыми.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

С женами. Здесь разумеются, очевидно, те благочестивые почитательницы Господа, которые сопутствовали Ему при жизни, служа от имений своих (Лк VIII:2-3; ср. Лк XXIII:55; XXIV:1). Драгоценно упоминание о Матери Иисусовой, а также и братиях Его, которые еще не так давно не веровали в Него, как в Мессию (Ин VII:5), но теперь, очевидно, были в числе верующих.