Толкования на Деян. 2:13

Свт. Иоанн Златоуст

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

См. Толкование на Деян. 2:8

Свт. Кирилл Иерусалимский

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

Истину говорили, но с насмешкою. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но сие новое вино из духовного виноградника, который много раз уже приносил плоды в пророках, а в Новом Завете процвел совершенно. Ибо как вещественная виноградная лоза, всегда пребывая одинаковой, в известное время приносит новые плоды, так и Тот же Дух, пребывая всегда Таковым, Каков Он есть, и многократно действовал в пророках, ныне показал нечто новое и чудесное. Ибо прежде была и у отцов благодать, но здесь в изобилии. Ибо там приобщились Духа Святого, а здесь крестились Им совершенно.

Поучения огласительные. Поучение 17.

Свт. Иннокентий (Борисов)

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

При всей нелепости этой клеветы, в ней, братие, есть нечто, стоящее благочестивого внимания. И апостол Павел противополагает вино Святому Духу, когда говорит: «не упивайтеся вином… но паче исполняйтеся Духом» (Еф. 5:18). Не напрасно сие противоположение. И святой Давид говорит, что праведники «упиваются от тука дома» Божия (Пс. 35:9). Не напрасно и это выражение. А невеста – верующая душа, описываемая Соломоном, говорит, что она «введена была даже в дом вина, и призывает других пить оное и упиваться» (Песн. 2:4–5). Тут еще более тайны. Что же все это значит? Вероятно то, что кто исполнен Святым Духом, кому Он «по достоянию дхнет», тот бывает сам вне себя, и в действиях его, и в самом виде открывается нечто странное, выходящее из обыкновенного порядка, подходящее к тому, что усматривается в человеке в состоянии шумного веселья. Так святой Давид, исполненный Духа Божия, с царским венцом на главе, подобно младенцу, скакал всенародно пред ковчегом завета (2Цар. 6:16).

Но плотские люди не знают другого восторга, кроме чувственного; упоение Святым Духом, святое глумление от преизбытка благодати чуждо для них; они судят по своему опыту, и богохульствуют! – «Ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть».

Так, братие, и всегда мир заблуждает, когда берется судить о действиях святых Божиих человеков, когда подводит их под свои правила, под свой, так называемый, порядок, а в самом деле, беспорядок вещей. Прочтите жизнеописания святых, и вы увидите, что многие из них почитались людьми странными, лишенными если не ума, то благоразумия. Уже смерть открывала общее заблуждение, и показывала всем, что их «не бе достоин весь мир!» (Евр. 11:38).

Таким образом, при самом сошествии Святаго Духа, снова подтвердились слова Спасителя, что «мир… не знает Его» (Ин. 14:17). Он и никогда не узнает Его. Но вместе с сим оправдалось и то, что Дух Святый, «пришед… обличит мир о грехе» (Ин. 16:8).

Слово первое в день сошествия Святаго Духа.

Свт. Николай Сербский

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

См. Толкование на Деян. 2:12

Блж. Феофилакт Болгарский

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

См. Толкование на Деян. 2:7

Беда Достопочтенный

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

Насмехаясь таинственно означает, что все же свидетельствуют об истине те, кто напился не старого вина, которого не хватило на браке Церкви, а молодого вина духовной благодати. Ведь молодое вино уже было налито в новые мехи (Мф. 9:17), когда апостолы воспевали великие дела Божии не по ветхой букве, но в обновлении духа (Рим 7:6).

Изложение Деяний Апостолов.

Аратор

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

Праведное заблуждение, имея символическое значение, утверждало, что напились те, кто исполнился вином учения из нового источника. Новые сосуды (Лк. 5:37-38) приняли новую влагу и не потерпели ущерба от ее терпкости, а пьющие ветхий сок виноградной лозы опьянели. Она, возделанная Христом, стала источником словесного пира, где придала рубиновый цвет изменившейся воде (Ин. 2:1-11), и в Церкви стала причиной нового брожения книг закона.

История апостолов.