Толкования на Деян. 2:25

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 25-30 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его

Затем прежде, чем в уме их могла родиться какая-нибудь мысль, он выставил им Давида, отстраняющего всякий помысл чело­веческий. «Ибо Давид говорит о Нем» (ст. 25). И смотри, какое опять уничиженное свидетельство! Для того он и привел его сначала, сказав то, что более уничиженно, чтобы показать, что смерть (Христова) не была событием горестным. «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Ибо Ты не оставишь души моей в аде» (ст. 25, 27). Затем, докончив свидетельство пророческое, присовокупляет: «мужи братия!» (ст. 29). Когда намерен говорить что-нибудь особенно важное, всегда употребляет такое вступление, чтобы тем воз­будить их внимание и привлечь к себе. «Да будет позволено», говорит, «с дерзновением сказать вам о праотце Давиде» (ст. 29). Какая великая скромность! Так он всегда снисходит, когда это было безвредно. Потому и не сказал: это сказано о Христе, а не о Давиде; напротив, весьма благоразумно выказывает глубокое уважение к блаженному Давиду, чтобы тем тронуть их; и о том, что всеми признано, говорит так, как будто это было дерзко сказать, стараясь расположить их в свою пользу теми похвалами (Давиду), какие незаметно вводит в свою речь. Потому и не просто говорит: о Давиде, но: «о праотце Давиде». «Что он и умер и погребен». Не говорит пока: и не воскрес; но другим образом сейчас же высказывает и это, говоря: «и гроб его у нас до сего дня» (ст. 29). Теперь он доказал то, что желал; но и после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде: «будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему» (ст. 30).

Так говорит он с тою целью, чтобы они, по крайней мере, хоть из уважения к Давиду и к его роду, приняли слово о воскресении, – так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь. «И зная», говорит, «что Бог с клятвою обещал ему» (ст. 30). Не сказал просто: обещал, но, что было сильнее: «с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» (ст. 30). Смо­три, как опять указал на высокую истину. Так как он смягчил их своими словами, то смело предлагает это изре­чение пророка и беседует о воскресении.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25-28 Давид бо глаголет о Нем: предзрех Господа предо мною выну: яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповавании. Яко не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим

Якоже не бяше мощно (Деян.2:24). Намащенные борцы были неуловимы для противников, и намащенные заклинатели были предохранены и защищены от зубов змия. Когда намащенный таинственно Духом своим Христос вступил в борьбу с смертию и подчинился этому губителю, тогда появившийся противник был сокрушен. Якоже не бяше мощно… Потому не было возможно, что найдено было, что Он от Бога рожден, и что Ему чуждо было всякое пременение или преложение, и что Он так восстал, что более не имел уже умирать. Далее приводит Давида, превышающего всякий человеческий разум, - потому что такого рода дело пророчество, - и говорит: Давид бо глаголет о Нем, а не о себе; и опять начинает со сторон смирения. Хотя и совершилось это теперь, но предначертано было издревле; Бог соизволял на это исперва и исперва так предначертал. Предзрех Господа предо мною выну. Называет Отца Господом Его (Иисуса); потому что Он (Иисус) принял зрак раба. Если же здесь говорится, что Отец есть одесную Сына, а в других местах говорится, что Сын одесную Отца, то этим обозначается их равенство. Еще же и плоть моя вселится на уповании. Так как Иисус, восприяв смерть, совлек ту плоть, какую принял по плану домостроительства, чтобы снова воскресить ее от смерти; то справедливо, что плоть Его питала себя упованием в ожидании воскресения. Хотя слова: яко не оставиши души моея во аде, некоторые и принимают за слова от лица Давида, не имея впрочем возможности доказать свою мысль; однакож они верно и благочестиво говорят, что тело восстало, чтобы быть нетленным и духовным; так как воскресшая плоть после воскресения есть тело духовное и нетленное. Пути живота, то есть, те пути, которые души праведников прошли вместе с Искупителем, выходя из преисподних мест. В словах: исполниши мя веселия с лицем твоим, под лицом следует разуметь явление Господа в божественном образе и призрение на нас, которым Он ближе призрел нас.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 25-28 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим

Давид бо глаголет о Нем. Псалом пятнадцатый, из которого приведено пророчество, Давид, по-видимому, произносит от своего лица; но апостолы, Петр и Павел (Деян. 13, 34 и след.) свидетельствуют, что в этом псалме изображается обетованный Спаситель. И самое содержание псалма показывает, что в нем говорится не о другом ком, как об Иисусе Христе, что далее (ст. 29) раскрывает сам апостол Петр. Давид говорил об ожидаемом Искупителе от своего лица, как представлявший в себе образ Его в различных обстоятельствах своей жизни. Как же Давид предъизображает в самом себе Иисуса Христа? Он говорит: Видел Я пред Собою Господа всегда; ибо Он одесную меня, дабы Я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании. Ибо ты не оставишь души моей в аде, и не дашь Святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать пути жизни; Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим (Псал. 15, 8-11). Так изображает Пророк человечество Господа Иисуса в Его нераздельном единении с Божеством! Иисус Христос, пребывая на земле, как человек, всегда созерцал Бога, никогда не отлучался от Божества Своего, дабы, согласно вечному Божескому совету и предопределению, пребыть непоколебимым в исполнении того служения, которое предназначено было Ему совершить на земле предвечным Божеским определением. В этом нераздельном единении с Божеством, человечество Господа Иисуса, и среди земных подвигов, скорбей и болезней, радовалось и веселилось, и по отношению к плоти, как святое, несомненно уповало, что и Его душа не останется в аде, и тело не увидит тления, или не предастся тлению. Человечество Господа Иисуса, пребывая в единении с Божеством второго лица Пресвятой Троицы, сознавало свое нераздельное единение с источником жизни, и надеялось исполниться совершенною радостию и блаженством во славе Божественного Лица Его; — потому и говорит: Ты исполнишь Меня радостию пред Лицем Твоим.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался

Истину воскресения Христова апостол подтверждает особенно авторитетным для иудея пророчеством Давида царя в замечательном месте его Пс. 15:8-11). Изложив это место полно и точно по переводу 70-ти (25-28 ст. ), апостол сам же тотчас и протолковывает его (29-31 ст. ), являя в себе очевидный дар Духа Святого в разумении Писания. В применении к Давиду указанное место его псалма выражает его радостную уверенность в постоянной помощи и благости Божией, простирающихся до неоставления Богом даже и за пределами гроба (нетление). Но если в применении к Давиду все это осуществилось лишь отчасти, то в применении к Спасителю (знаменательно выражение апостола: Давид говорит о Нем, т. е. о Христе«) осуществилось с буквальной точностью и полнотою, на что и указывает св. Петр.