Толкования на Деян. 2:44

Свт. Иоанн Златоуст

Все же верующие были вместе и имели все общее

См. Толкование на Деян. 2:41

Прп. Иустин (Попович)

Все же верующие были вместе и имели все общее

Вера ­= общежитие, общение святости; вера — обобществляет, слияет в единую сущность ощущение святости; Кровию (Христовой) соединены ­= одно Тело; кровный завет =­ общежитие ­= все члены одного Тела. — И имели все общее — по единой вере. Единая вера ­= единая сущность — единое имущество, все общее; святое общежитие, где краеугольный камень — Христос, атмосфера — смиренномудренная любовь… Церковность, воцерковленность ­ идеал общественный.


Почему мы не ощущаем страданий, мучений и несчастий наших ближних, как чувствуем свои собственные? — Потому что каждый отделился от целого, откололся, отторгнулся от общечеловеческого, от всечеловеческого, от общелюдского, от Адамова. Это приводит к тому, что мы утрачиваем способность ко всеобщему состраданию, которое бы проникло в людей и объяло многих, да и всех их; мы теряем способность ко всеобщему мышлению, которое бы мыслило за всех и обо всех; становимся неспособными к той всеобщей любви, которая бы любила все человечество как единое целое.

Единственный в роде человеческом, в полноте обладающий этим всеобщим состраданием, всеобщим мышлением и всеобщей любовью, — это Богочеловек, Господь Иисус Христос. Поэтому все Его было общелюдским, общечеловеческим, вселюдским, всечеловеческим: и Крест, и Воскресение, и Вознесение, и тело, и дух, и слово, и каждое движение. Он вновь соединил, совокупил в Себе все человеческое естество, которое грехом было разбито, расчленено, разъединено, рассеяно. Этот процесс исцеления человеческого естества — чисто Богочеловеческий: осуществляется непрестанно в Богочеловеческом Теле — Церкви: насколько человек воцерковится и станет едино с Церковью, сопричастится Богочеловеку и соделается едино с Ним, настолько в нем восстанавливаются эти всеобщее сострадание, всеобщее мышление, всеобщая любовь. Ведь только для пребывающих в Церкви каждодневная действительность и бессмертная реальность — то, ременное в Деяниях Апостольских: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа… все у них было общее (Деян. 4:32). Это всеобщее сострадание, всеобщее мышление, всеобъемлющая любовь свойственны новому человеку, новому человечеству, богочеловечеству, составляющему Церковь и находящемуся только в Церкви, но не вне ее.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Феофилакт Болгарский

Все же верующие были вместе и имели все общее

См. Толкование на Деян. 2:41

Лопухин А.П.

Все же верующие были вместе и имели все общее

Славянский текст этого стиха имеет лишнюю строку по сравнении с греческим подлинником и русским переводам (повторяя начало 43 стиха): «страх же велий бяше на всех их…»

Все же верующие были вместе - т. е. собираясь в определенных местах (ср. Деян. 1:15; Деян. 2:1), для поучений и молитв, составляли все вместе единодушнейшую семью, сильную братскою любовью и общением.

Имели все общее. Отличительную особенность первой христианской братской семьи или общины составляло общение имуществ, которое отнюдь не было ни принудительным, ни узаконенным, но создалось совершенно добровольно из возвышенных порывов живейшей веры и братской любви первых христиан между собою. Здесь не было уничтожения прав собственности (ср. Деян. 5:4); а совершенно добровольное распределение их или уступка, целиком и частью, к пользе других нуждающихся.

Насколько долго держалась эта отличительная особенность первохристианских общин, неизвестно; следы ее, во всяком случае, теряются очень скоро в истории. Можно думать, что исчезновение этой особенности и устранение их обязано тем значительным неудобствам и трудностям, какими стал все более и более угрожать быстрый рост и многочисленность последователей Христовых (ср. Деян. 6:1).