Толкования на Деян. 3:17

Свт. Иоанн Златоуст

Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению

См. Толкование на Деян. 3:16

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 17-18 И ныне братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши: Бог же, яже предвозвести усты всех пророк своих пострадати Христу, исполни тако

Так как сильно укорил их (иудеев), то снова смягчает речь свою, чтобы дать им возможность одуматься; и в оправдание их соизволил выставить два обстоятельства: одно - их незнание, другое - то, что все, сказанное им, было возвещено прежде. Но как же он (Петр) не приводит об Его (Иисуса) распятии свидетельства из Писания? Впрочем он и выше говорит: нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, и теперь излагает то же, только пространнее, говоря: яже предвозвести усты всех пророк своих. Прямого же свидетельства не приводит потому, что вместе с объявлением иудеям обвинений и наказания высказаны им и все свидетельства, как например: и дам лукавыя вместо погребения его и богатыя вместо смерти его (Ис. 53:9). А в утешение их говорится, что они сделали это по неведению, но Бог исполни тако. Это в то же время ответ и на слова всех их (иудеев), на слова, которые они в поношение Его говорили даже при кресте, именно: да избавит Бог Его Иисуса, аще хощет Ему (Мф. 27:43), и: аще Сын еси Божий, сниди со креста (Мф. 27:40), и тому подобное. Одного только Петр не говорил им, именно: неразумные, это были пустые слова; потому что если так должно было быть, и если все пророки свидетельствуют об этом, то очевидно, что это распятие случилось не по бессилию Христову, а скорее по неизреченному могуществу и премногой власти и по бесконечному человеколюбию.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Лопухин А.П.

Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению

Представив пред очами иудеев тяжесть вины их в отношении к Богу Отцу и Господу Иисусу и намереваясь склонить сердца их к покаянию и обращению ко Христу, апостол смягчает речь, обращаясь к служителям с дружеским наименованием братия и объясняя дело убиения Иисуса неведением с их стороны (ср. Лк. 23:34; 1 Кор. 2:8), и в то же время представляет это убиение таким делом, которое было предопределено в вечном совете Божием и предсказано всеми пророками. Так, по словам Златоуста, апостол «дает им возможность отречься и раскаяться в том, что они сделали, и даже представляет за них благовидное оправдание и говорит: что вы убили Невинного, это вы знали; но что убили Начальника жизни, - этого, может быть, не знали. И таким образом - не их только оправдывает от преступления, но и главных виновников зла. А если бы он обратил речь в обвинение, он сделал бы их более упорными…»