Толкования на Деян. 3:21

Свт. Иоанн Златоуст

Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века

См. Толкование на Деян. 3:16

Блж. Феофилакт Болгарский

Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века

См. Толкование на Деян. 3:19

Ориген

Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века

Если нужно сказать и это, то немного было сказано о том месте, которое нуждается в подробном исследовании и организации, о том, что не только сильным, но и истинным оказалось говоримое о том, что все разумное заключается в одном законе. Стоики, как они полагают, по причине превосходства более главного принципа, говорят, что будет воспламенение всего, переходящего в огонь. Мы же говорим, что Слово однажды покорило всю разумную природу и переделало всякую душу в Свое совершенство, когда всякий, воспользовавшись чистой возможностью, выбирает себе то, что хочет, и оказывается там, где он выбрал. И мы говорим, что несправедливо, как, например, в телесных болезнях и ранах некоторые из них оказываются сильнее всякого врачебного искусства, так и в отношении душ есть какие-то пороки, которые невозможно вылечить всеобщим разумом и Богом… Пророчества говорят много о полном искоренении зла и об исправлении всякой души, и теперь достаточно привести следующее высказывание Софония: Готовься, встань поутру: все остатки их винограда погибли. Итак, ждите Меня, говорит Господь, в день воскресения Моего во свидетельство, ибо Мною решено всобрания народов созвать царей, чтобы излить на них… всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста…, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии… принесут Мне дары. В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю от тебя мерзости твоей гордости, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и будут бояться от имени Господня остатки Израиля и не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их (Соф 3:7-13).

Против Цельса.

Дидим Слепец

Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века

Каждый, знакомый с Писанием, поймет, что слова «до» и «пока» не обязательно обозначают временные рамки, ибо после этих временных рамок следует нечто другое, отличное от предыдущего. Ведь слова Господа, обращенные к некоторым: Я есть Бог ваш и до седины вашей Я буду (Ис. 46:4), не обозначают, что после того как те, к кому эти слова обращены, состарятся, Он уже больше не будет Богом, ибо Он бессмертен и вечен. В Божественном учении содержатся тысячи подобных вещей, которые можно привести в пример. Итак, если настоящий текст говорит, что небо должно принять Господа до времен совершения всего и т. д., то следует полагать, что Христос, взятый на небо, остается там до окончания мира и придет в силе, когда все затем будет восстановлено, как предсказали пророки; или, когда наступит конец, и все чувственное прекратится, тогда Христос будет выше небес, находясь не на небе, но выше неба, где Он имел от Отца славу прежде бытия мира (Ин. 17:5). Находясь выше всего видимого творения, Он, наконец, устанавливает бытие на небе.

Катены на Деяния Апостолов.

Лопухин А.П.

Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века

Которого небо должно было принять - указание на пребывание Господа Иисуса с прославленною плотью на небе, со дня вознесения.

До времен совершения всего - ἄχρι χρόνων ἀπο­κατα­στάσεως πάν­των… - правильнее сказать - до времен восстановления всего. Здесь, вероятно, разумеется тоже, что предвещал Ап. Павел, говоря об обращении всех евреев ко Христу (Рим. 11:26).

Устами всех своих святых пророков - см. выше, к ст. 18. Общий смысл этого текста, по толкованию блаж. Феофилакта, тот, что «многое из предсказанного пророками еще не исполнилось, но исполняется и имеет исполняться до скончания мира, потому что вознесшийся на небеса Христос пробудет там до скончания мира и придет с силою тогда, когда исполнится, наконец, все, что предсказали пророки…»