Толкования на Деян. 7:5

Свт. Иоанн Златоуст

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен

Видишь ли, как события противоречили обетованию? Ещё сказал: в Исааке наречется тебе семя (Быт 21:12),и [Авраам] поверил; и ещё: «Принеси мне в жертву того, который имеет наполнить всю вселенную своим потомством». Видишь ли противоречие повелений обетованию? Он повелевал противное обетованиям, и, однако, праведник не смущался и не считал себя обманутым.

Гомилии на Послание к Евреям.

См. Толкование на Деян. 7:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен

Первое из сих сомнений (против Быт. 23:17) разрешается тем, что под именем наследия Стефан разумеет наследственную землю обитания и одержания, служащую потребностям жизни; и что земля погребения, хотя и собственная, никогда не причисляется к наследию.

Сщмч. Ириней Лионский

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен

[Авраам] ожидал обещанного Богом и не желал показаться принимающим от людей то, что обещал дать ему Бог, Который говорил так: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата (Быт. 15:18). Итак, если Бог обещал ему в наследие землю, а он не получил ее в течение всей своей жизни, то надлежит ему с семенем своим, то есть боящимися Бога и верующими в Него, получить наследие в воскресение праведных (Лк. 14:14). Ибо его семя есть Церковь, которая получает усыновление Богу через Господа, как говорил Иоанн Креститель: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Авраама (Мф. 3:9).

Против ересей.

Блаж. Феофилакт Болгарский

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен

См. Толкование на Деян. 7:1

Лопухин А.П.

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен

И не дал ему на ней наследства, - слав. : наследия - klhronomian, не сделал ее наследием его, собственностью - в том смысле, в каком она стала после для его потомков. И не только в этом широком смысле, но и более узком - ниже стопы ногу - не получил Авраам в обетованной его потомству земле, т. е. и малого участка ее Господь не дал ему пока. Этому не противоречит сказание кн. Бытия, что Авраам купил себе в собственность у Ефрона Хеттеянина поле и пещеру (Быт. гл. 23). Напротив, это-то обстоятельство, что Авраам должен был купить землю у туземцев, и показывает, что Бог не дал ему собственности земельной в этой стране, иначе ему не для чего было бы и покупать. К этому же здесь речь идет еще о первом времени пребывания Авраама в этой стране до времени его обрезания (ст. 8), когда у Авраама там действительно не было земли своей ни на стопу ноги.

Ему и потомству его, - ему в лице его потомства.

Когда еще был бездетен - дается понять, что как дарование земли обетованной в наследие потомству, так и дарование самого этого потомства зависело всецело и единственно от свободной воли Божией, и есть собственно дар Божий.

Здесь опять многознаменательно указывается на то, что «обетование было дано прежде места, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма» (Злат. ).