Толкования на Деян. 7:53

Свт. Иоанн Златоуст

вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили

См. Толкование на Деян. 7:35

Блаж. Феофилакт Болгарский

вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили

См. Толкование на Деян. 7:51

Прп. Максим Исповедник

вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили

Заметь, что и Закон есть отпечаток другого божественного закона, т. е. божественного вочеловечения Христа. А что через ангелов было дано первое законоположение, показывает и святой Стефан, говоря: Вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили.

Комментарии к сочинениям святого Дионисия.

Лопухин А.П.

вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили

Это, и без того сильное, обличение Стефан еще усугубляет напоминанием о тех особых Богодарованных средствах, при руководстве которых они преимущественно подготовлялись и призывались Богом к познанию и принятию Мессии, чем они имели полное право гордиться пред всеми другими народами и чем, однако, так плохо умели воспользоваться: Вы, которые приняли Закон устроением Ангельским, и не сохранили.

Вы, т. е. прежде всего поколение, современное Моисею, а от них по преемству и вы, потомки их.

При служении Ангелов - eiV diatagaV aggelwn…, - устроением Ангельским. В описании Синайского Законодательства не упоминается об ангелах. Очевидно, здесь мы имеем дело с народным или раввинским преданием, некоторое отражение которого замечается уже в переводе LXX Втор. 33:2: «одесную Его Ангели с Ним» - вместо буквального выражения подлинника - «одесную Его огнь Закона для них…» Мысль об участии Ангелов в Законодательстве вошла также в 67 псалом (ст. 18), ясно выражена у Флавия (Археол. XV:5, 3), наконец, подтверждена у великого своим авторитетом Апостола Павла (Гал. 3:19; Евр. 2:2).

Так блестяще закончился ответ Стефана своим судьям и обвинителям. «Они, притворно защищая закон, говорили: он говорил хульные слова на Моисея (Деян. 6:11); а он показывает, что они сами еще более произносят хулу не только на Моисея, но и на Бога, и что они издревле так поступают; что они сами нарушили обычаи, в которых уже нет нужды; что они, обвиняя и называя его противящимся Моисею, сами противились Духу, и не просто, но с совершением убийства, и что издревле они враждовали против Бога…» (Злат. ) Таким образом «здесь он представляет их непокорными и Богу, и ангелам, и пророкам, и Духу, и всем…» (Злат. ).

Во всем этом слышалось также спокойное убеждение Стефана, что «если отцы ваши убивали предвозвестников (Мессии), то нет ничего удивительного, что и я, проповедующий этого Предвозвещенного, буду убит вами, которые слишком гордитесь своими предками…» (Феофил. ).