Толкования на Деян. 10:15

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым

См. Толкование на Деян. 10:1

Беседы на Деяния Апостолов.


Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. По-видимому, Спаситель говорил апостолу о четвероногих, зверях и птицах, показанных в видении, но апостол Христов Петр отсюда понял, что бывшее ему видение вразумляет его не о птицах или зверях, но о всех язычниках, и в беседе с Корнилием он говорил уже: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (28).

Видишь ли ты, брат, какие разнообразные унизительные наименования прилагаются к человеку? И когда опять ты чи­таешь у пророка Исаии: тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому (Ис.11:6,7; 65:25), вникни в этот образ и уразумей, что не о собрании безсловес­ных животных он предвозвещает, но об общении людей и о спасении, воссиявшем чрез благодать всем людям. И когда ты видишь в церкви бедняка, стоящего рядом с богачом, частного человека с сановником, подчиненного с правителем, тогда как вне храма он трепещет его могуще­ства, тогда подумай, что значат слова: волк будет жить вместе с ягненком. Конечно, волком ты назовешь богатого, а агнцем бедного. И почему это? Потому что волк поступает с агнцем так же, как богатый с бедным. И не опускай из виду того, что часто богатый и бедный стоят в церкви рядом, а когда наступает время совершения таинства, богатый изгоняется как непосвященный, а бедный остается внутри под кровом неба; и богатый не негодует, потому что сам сознает себя чуждым божественных таин. Впрочем, о, божественная милость! Не только равночестность существует в церкви по благодати Божией, но часто и в том случае, когда богатый и бедный стоят рядом, по отношению к благочестию бедный стоит впереди богатого, и ни богатство нисколько не возвы­шает своего обладателя в деле благочестия, ни бедность не вредит верному, допуская его с дерзновением предстоять свя­тому жертвеннику.

Изъяснение, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием.

Сщмч. Ириней Лионский

Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым

Когда Петр увидел откровение, в котором голос с неба сказал ему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым, − это означало, что Бог, по закону разделивший чистое и нечистое, очистил народы кровью Сына Своего, Бог, Которого и Корнилий почитал.

Катены на Деяния Апостолов.

Прп. Максим Исповедник

Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым

См. Толкование на Деян. 10:11

Блаж. Феофилакт Болгарский

Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым

См. Толкование на Деян. 10:9