Толкования на Деян. 11:26

Свт. Иоанн Златоуст

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

См. Толкование на Деян. 11:19

Свт. Григорий Нисский

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

Благой Владыка даровал нам общность досточтимого имени, так что мы нарекаемся не по каким-то нашим внешним чертам, стань кто богатым и благородным, или оставайся безродным и бедным, или будь известен по роду занятий и должности − все это находится в пренебрежении, но единственное значимое звание для верующих в Него − христианами именоваться. Поскольку эта милость была нам определена свыше, необходимо прежде всего размыслить о величии дара, чтобы и по достоинству возблагодарить Бога, подающего так много, и явить себя в своей жизни именно такими, каких предполагает значение этого великого имени. Величие этого дара, которого мы сподобились благодаря соименности с Владыкой нашей жизни, может раскрыться нам, если мы сам смысл имени Христос постараемся понять, так чтобы осознавать, какой помысел в наши души принимаем или чему в этом имени благочестно поучаемся, когда, произнося его, Господа всего в молитвах призываем… Павел во всей полноте постиг, чем является Христос, и указал, каким следует быть тому, кто получил Его имя, и в чем так ревностно Ему подражая, он достиг того, что в самом себе явил своего Владыку отобразившимся, поскольку благодаря неукоснительному подражанию уподобился образ его души своему прототипу. Ведь казалось, что уже не Павел живет и говорит, но Сам Христос живет в нем. Так и он сам, в высшей степени усвоив эти благие свойства, утверждал: Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2 Кор. 13:3), − и: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). Именно он открыл нам то, что запечатлено в имени «Христос», возвещая, что Христос есть Божья сила и Божья премудрость (1 Кор. 1:24), и миром (Еф. 2:14) назвал Его и светом неприступным (1 Тим. 6:16), в Котором живет Бог, освящением и искуплением (1 Кор. 1:30), великим Архиереем (Евр. 4:14) и пасхой (1 Кор. 5:7), умилостивительной жертвой за души (Рим. 3:25), сиянием славы, образом ипостаси (Евр. 1:3) и Творцом веков (Евр. 1:2), пищей духовной, и питием и камнем (1 Кор. 10:3-4), водой (Ин. 4:13), основанием (1 Кор. 3:11) веры и краеугольным камнем (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17), и образом невидимого Бога (Кол. 1:15) и великим Богом (Тит. 2:13), Главой тела Церкви (Кол. 1:18) и нового творения Первенцем (Кол. 1:15), и Начатком умерших (1 Кор. 15:20), Первенцем из мертвых (Кол. 1:18) и Первородным между многими братьями (Рим. 8:29), и Посредником между Богом и человеками (1 Тим. 2:5) и Единородным Сыном (Ин. 1:18; 3:16), увенчанным славой и честью (Евр.2:7; Пс. 8:6), и Господом славы (1 Кор. 2:8), и Началом всего сущего, так говорят о Нем: Он − начало (Кол. 1:18) и Царь правды (Евр. 7:2), а потом и Царь мира (Евр. 7:2), и Царь всего, поскольку обладает неограниченной силой к царствованию и многим другим, что невозможно до конца и перечислить. Все это, дополняя друг друга, поскольку постижение каждого из именований приводит к усвоению обозначаемого им, изъясняет нам значение имени «Христос». И чем дальше простираемся в постижении душой, тем больше нам является невыразимость его величия. Превыше всякого положения, силы и могущества лежит царское достоинство, а Христу в первую очередь и в собственном смысле соответствует признак царской власти. Предшествует же, как мы знаем из исторических книг Ветхого Завета, воцарению помазание (1 Цар. 9:16; 10:1). Все значения прочих наименований обнимаются понятием «царствование», а потому всякий, кто знает отдельные элементы, находящиеся в зависимости от него, постиг также общее значение их. А обоснованием самого царствования является имя Христос. Так, благодаря благому Владыке, общим для нас стало величайшее и божественнейшее и первейшее из имен, так что почтенные именованием Христа стали христианами зваться. Но необходимо, чтобы проявлялись в нас и все прочие составляющие этого имени, чтобы не ложные толкования это именование в нас находило, но из нашей жизни верные свидетельства имело. Ведь не благодаря именованию нечто обретает бытие, но познаваемая природа такой, какая она есть на самом деле, по значению соответствующего ей имени познается.

О христианском совершенстве.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

Здесь Павел вместе с Варнавой целый год трудился над образованием Церкви. Успех был столь велик, что Церковь Антиохийская впоследствии сделалась, как известно, Матерью восточных Церквей. Святой Лука по этому поводу замечает, что «ученики в Антиохии… первыми стали называться христианами». Поскольку же это произошло, как полагают, от частого употребления Христова имени, то можно догадаться, что оно было непрестанно запечатлено не только в сердце, но и на языке Павловых учеников. Так верно и постоянно исполнял он свое намерение не казаться знающим что-либо, кроме Иисуса Христа, и того – Распятого!

Жизнь святого апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

См. Толкование на Деян. 11:19

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

Целый год Павел и Варнава проповедовали Евангелие в церкви, и утверждая прежде уверовавших, и обращая к вере остававшихся в неверии. Учили немалое число людей. Антиохия в свое время был город многолюдный, как главный город Сирии и столица царей до времени покорения его римлянами. По многочисленности обратившихся ко Христу, они здесь получили в первый раз наименование христиан, т. е. учеников или последователей Христа. Полагают, что это наименование дано верующим во Христа от неверующих: верующие не могли давать себе такое наименование, которое подвергало их гонениям; но они не отрекались от сего наименования, когда это им присвояли, как от наименования для них святейшего, ради которого они готовы были подвергаться всяким гонениям, страданиям и смерти. Апостолы в своих посланиях не употребляли сего наименования, а называли верующих во Христа учениками, верными, святыми и под.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

Собирались в церкви, т. е. в общие богослужебные собрания христиан.

Учили немалое число людей − ἐγένετο διδάξαι ὄχλον ἱκανόν… Учить − т. е. поучать и утверждать обращенных в истинах веры и правилах жизни христианской. Замечательно, что здесь проповедническая деятельность Савла характеризуется (хотя в соединении с Варнавиною) словом учить (διδάξαι), что обычно употребляется собственно лишь о проповеди апостольской (Деян. 4:2, 18; 5:25, 28, 42; ср. Деян. 2:42).

Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами. До сих пор последователи Господа именовали себя учениками, братиями, верующими и т. п. Два раза встречающееся в Новом Завете (Деян. 26:28; 1 Пет. 4:16) это название приводится как название вне Церкви употреблявшееся. Это говорит за то, что усвоение наименования христиан едва ли обязано самим христианам. Не менее сомнительно, чтобы оно могло изойти и от иудеев, которые, конечно, не решились бы священного для них имени Христос (перевод евр. Мессия) усвоить последователям Того, Кого они не считали таковым. Остается, таким образом, с большею вероятностью предположить, что название христиан усвоено верующим язычниками Антиохийскими. Не зная догматического и религиозно-исторического значения имени Мессии, они приняли его греческий перевод (Христос) за имя собственное, образовав от него и имя партии Его последователей. Новое наименование удачно было особенно потому, что в нем как нельзя лучше соединялись в одно все исповедники новой веры - как из иудеев, так и из язычников, познавших христианство совершенно самостоятельно от иудейства.