Толкования на Деян. 13:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл« (Деян. 13:1). Варнаву поставляет пока на первом месте, потому что Павел еще не был славен, еще не совершил никакого знамения. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (ст. 2, 3). Что значит: «служили»? Когда они про­поведовали. «Отделите Мне», говорит, «Варнаву и Савла». Что зна­чит: «отделите Мне»? На дело, на апостольство. Смотри еще, кем они рукополагаются: Лукием Киринеянином и Манаилом, и особенно – Духом. Чем уничиженнее лица, тем яснее откры­вается благодать Божия. Таким образом (Павел) рукопола­гается на апостольство, чтобы проповедовать со властью. Как же он сам говорит: «не человеками и не через человека» (Гал. 1:1)? Словами: «не человеками» он показывает, что не человек призвал или привел его; а словами: «не через человека» – что он послан не кем-либо другим, но Духом. Потому (писатель) и присовокупил следующее: «сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» (ст. 4).

Заметь и власть Святого Духа. «Когда они служили Господу», говорит (писатель), «и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла». Кто бы осмелился, не имея на то власти, ска­зать это? А делается это для того, чтобы они не оставались вместе. Он знал, что они имеют великие совершенства и могут быть полезными многим. Как же Он сказал им? Вероятно, чрез пророков. Потому-то (писатель) предварительно и заметил, что там были пророки и пребывали в посте и служении, чтобы ты уразумел, что нужна была великая бдительность. Рукополагается (Павел) в Антиохии, где и пропо­ведовал. Почему же (Дух) не сказал: отделите Господу, но: «Мне»? Этим Он показывает, что у Него единая (с Богом) власть и сила.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Бяху же нецыи во церкви сущей во Антиохии пророцы и учителие, Варнава же и Симеон нарицаемый Нигер, и Лукий киринеанин, и Манаил со Иродом четверовластником воспитаный, и Савл

Еще об Варнаве упоминает прежде; так как Павел еще не прославился, - не совершил еще никакого знамения. Но следует заметить, что и Павел и Варнава причтены были к лику апостолов. Манаил со Иродом четверовластником воспитаный. Вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод; а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Лопухин А.П.

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл

Были некоторые пророки и учители. Пророчество и учительство были в первохристианской Церкви особенными дарами Св. Духа, коих удостаивались некоторые избранники Божии (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11). Применительно к современному пониманию, можно сказать, что это было нечто вроде «прозорливости» и старчества нашего времени.

Пророчество - прозорливое ведение будущего, объявляемое прочим иногда каким-либо соответствующим символическим действием, а иногда просто предсказанием или образным изречением. Учительство - высшая духовная мудрость, открывающая в человеке способность учить и руководить других советами и наставлениями во всех случаях жизни.

В числе таких благодатных лиц Антиохийской церкви приводятся: Варнава, заслуживший уважение всей первохристианской Церкви (Деян. 11:22) и послуживший устроению Антиохийской церкви; Симеон Нигер (т. е. черный), вероятно, из латинян, судя по прозванию; Луций Киринеянин - из Киринеи (см. Деян. 2:10) - может быть, тот, которого называет Ап. Павел в (Рим. 16:21) посл. к Римлянам, и один из упоминаемых Дееписателем выше киринейцев (Деян. 11:19); Манаил или Манаим, совоспитанник Ирода четверовластника, т. е. Антипы, тетрарха Галилейского (Мф. 2:22). По поводу сего замечает блаж. Феофилакт: «вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества…».

Наконец, последним упоминается Савл, так как он позднее других вступил в общение в Антиохийской церковью, и его апостольская деятельность только лишь начиналась (Злат. и Феофил.).