Толкования на Деян. 14:22

Свт. Иоанн Златоуст

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

См. Толкование на Деян. 14:15

Свт. Василий Великий

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Следует воспринимать бесчестие и порицание как снадобье, врачующее страсти и возвращающее здравие. А потому ясно, что сохраняющие доброжелательность из страсти человекоугодия и не обличающие пребывающих во грехах приносят огромный вред и против самой истинной жизни вступают в заговор.

Нравственные правила.


И от всех опасностей моих избавил меня (Пс. 33:5). Вся жизнь праведника исполнена скорбей (Ср. Иов. 7:1-3). тесен и скорбен этот путь (Ср. Мф. 7:14), и много скорбей у праведного (Пс. 33:20). Вот почему и апостол говорит об отовсюду притесняемых (См. 2 Кор. 4:8) и о том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Избавляет же Своих святых от скорби Бог, не без испытания их оставляя, но даруя им терпение. Ведь если от скорби происходит терпение, от терпения опытность (Рим. 5:3-4), то избегающий скорби лишает себя самого и опытности. Проще сказать, как никто не увенчивается победным венком без противника, так никто опытным стать не может, если нет скорбей. Значит, от всех скорбей Он избавил меня, не освобождая меня от скорбей, но вместе с испытанием даруя и силу выдержать (См. 1 Кор. 10:13).

Гомилии на Псалмы.


Скорбь же обретает всякого праведника по причине избранной им жизни. Ибо уклоняющийся от пути широкого и просторного, идущий же путем скорбным и тесным «обретается» скорбями. Живо изобразил сию истину Пророк, сказав: «В скорбех, обретших ны зело» (Пс. 45:2). Как одушевленные животные, уловляют нас скорби, производя в нас терпение, чрез терпение же искусство, а чрез искусство — упование. Посему и Апостол говорит: «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие». И «многи скорби праведным» (Пс. 33:20). Но кто мужественно и несмущенно претерпел искушение скорби, тот скажет: «Во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны» (Рим. 8:37), и столько далек от того, чтобы отказываться от скорбей, страшиться их, что, напротив того, множество несчастий обращает в повод к похвальбе, говоря: «не точию же, но и хвалимся в скорбех» (Рим. 5:3).

Беседа на Псалом 45.

Свт. Игнатий Брянчанинов

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Многими скорбями — не малыми, заметьте, но многими и разнообразными — подобает нам внити в Царствие Божие. Так определило Слово Божие. Это же всесвятое Слово повелело нам не бояться скорбей, потому что они попускаются нам Промыслом Божиим, а Промысл Божий, попуская нам их по существенной необходимости и пользе их для нас, неусыпно бдит над нами и хранит нас. Так врач для исцеления больного дает ему горькие, отвратительные и мучительные лекарства и в то же время тщательно ухаживает за ним.

Избранные письма. Письмо 282.

Свт. Филарет Дроздов

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Апостолы не говорят: многими познаниями подобает внити в Царствие Божие, хотя сие, по-видимому, было бы сообразно с сокровищами премудрости и разума (Кол. 2:3) сокровенными во Христе. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания не многими познаниями, не многим смирени­ем, не высокими созерцаниями, но очень простой молитвой: Боже, милос­тив буди мне грешному (Лк. 18:13). Не говорят: многим временем подобает внити в Царствие Божие, хотя и на земле многое достигается не скоро, а небо, кажется, далее земли. Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближе­ния к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте в несколь­ко часов и даже, может быть, в несколько минут совершил путь от врат адовых до дверей рая. Не говорят: многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие, хотя то правда, по слову Самого Иисуса Христа, что Царствие Не­бесное нудится (Мф. 11:12). Видно, успех усилий, которыми достают Цар­ствие Небесное, не всегда определяется тягостью трудов и числом подви­гов. Перстень сына царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окон­чил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой (Лк. 15:21), а не успел еще принести просьбы, как ему даровано более, нежели он смел желать и надеяться. Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но — говорят апостолы — многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Видно, скорби паче других средств и пособий нужны и полезны для достижения Царствия Божия. Разум, не довольно покоренный вере, не довольно ею просвещенный, не вдруг усмотреть может, подлинно ли и почему путь к Царствию Божию должен лежать непременно через скорби. Что, кажется, за необходимость заставлять человека страдать, чтобы потом сделать его блаженным? Отсюда может родиться догадка, не относится ли учение о скорбях ради Царствия Божия только до первенствующих христиан, которым надле­жало вытерпеть гонения от иудеев и язычников, до утверждения христи­анства во вселенной. Сим подлинно христианам и в сих обстоятельствах апостолы Павел и Варнава говорили о многих скорбях ради Царствия Бо­жия и притом вскоре после того, как Павел перед их глазами, в Листре, едва не до смерти побит был камнями за проповедование христианства. Но что учение о скорбях ради Царствия Небесного есть не временное только и частное, а всегдашнее и всеобщее в христианстве — в сем нетруд­но удостовериться из наставлений Самого Иисуса Христа, не случайных и примененных к особенным обстоятельствам, но коренных и всеобщих.

Слова и речи.

Прп. Амвросий Оптинский

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Не определено, какими «скорбьми», а вообще сказано — «многими», ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению, и внутреннему устроению, и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому — другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило (Лк. 21:19): в терпении вашем стяжите душы вашя; и: претерпевый до конца, той спасется (Мф. 10:22).

Письма.

Прав. Иоанн Кронштадтский

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

У человека сердце свихнуто с своего места диавольскою силою и сильно заражено дыханием диавола; надо, чтобы Сам Господь направил, очистил его; для этого — Святые Таинства, и в особенности — величайшая Тайна Тела и Крови Владычних. Но и направленное и очищенное, оно часто снова свихивается и оскверняется. Это потому, что человек имеет от рождения своего наследственно испорченную волю, для исправления которой нужен продолжительный навык действования по одному и тому же закону. К этому клонятся все скорби сердечные, болезни, искушения многоразличные от злых духов. Нечистое сердце может быть исправлено не иначе, как многими скорбями, и потому апостол говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Так сильно замаранное платье, окуная в горячую воду, сильно трут и мнут, чтобы со всех его точек стереть приставшую грязь; так врачи употребляют иногда прижигания и вырезывания больных мест, чтобы предотвратить гниение тела и болезни его.

Дневник. Том 3.

Блж. Феофилакт Болгарский

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

См. Толкование на Деян. 14:19

Прп. Авва Дорофей

Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие

Однажды я спросил старца авву Варсануфия: «Владыко, Писание говорит, что «многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие», а я вижу, что не имею никакой скорби; что мне делать, чтобы не погубить души своей?» Потому что я не имел никакой печали. Если случалось мне иметь какой-нибудь помысл, то я брал дощечку и писал к Старцу (когда я ещё не служил ему, то вопрошал его письменно), и прежде чем я оканчивал писать, чувствовал уже облегчение и пользу: так велико было мое беспечалие и спокойствие. А я, не зная силы этой добродетели и слыша, что «многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие», боялся, что не имел скорби. Итак, как я объяснил это старцу, он отвечал мне: «Не скорби, тебе не о чём беспокоиться: каждый предавший себя в послушание отцам имеет такое беспечалие и покой». Богу же нашему да будет слава во веки. Аминь.

(Из поучения 1-го. Об отвержении мира).


Итак, никогда не попускал я себе повиноваться своему помыслу, не вопросив (старца). И поверьте мне, братия, что я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже и скорбел об этом, как я уже и говорил вам о сем; ибо слышал что многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие, и, видя, что у меня нет никакой скорби, я боялся и был в великом недоумении, не зная причины такового спокойствия, пока старец не объяснил мне того, сказав: не скорби, ибо каждый, предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие.

(Из поучения 5-го. О том, что не должно полагаться на свой разум).

Архиеп. Аверкий (Таушев)

Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие

…с целью утвердить души учеников, то есть ободрить их в предстоящих им скорбях и гонениях за исповедание Имени Христова, и поучая их «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Это поучение вполне согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа, Который путь спасения называл «путем узким и вратами тесными» (Мф. 7:13-14) и в Своей прощальной беседе с учениками предрек им: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Путь скорбей и страданий — необходимый путь для каждого желающего спастись, ибо этим путем шел и Сам Божественный Основатель христианства. Неправы поэтому протестанты и сектанты, считающие себя уже спасенными только потому, что они уверовали, и отрицающие необходимость личного подвига для спасения.

Книга Деяний Святых Апостолов.

Лопухин А.П.

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

См. Толкование на Деян. 14:21