Толкования на Деян. 17:18

Свт. Иоанн Златоуст

Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение

И они считали, что воскресение есть некий бог, так они привыкли поклоняться и женщинам [божествам]. Они называли богов божествами (δαιμόνια), потому что города были полны божествами (δαιμόνων).1)

Катены на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 17:16

Блж. Феофилакт Болгарский

Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение

См. Толкование на Деян. 17:16

Беда Достопочтенный

Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение

Эпикурейцы, унаследовав леность своего учителя, полагали счастье человека единственно в телесной радости, а стоики – единственно в доблести души. Хотя они и расходились друг с другом во мнениях, тем не менее единодушно выступили против апостола, так как он учил, что человек состоит из души и тела и поэтому должен быть счастлив в отношении того и другого2), но это должно быть достигнуто не теперь и не с помощью человеческой доблести, но благодатью Божией, через Иисуса Христа, во славе воскресения.3)

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение

Некоторые из эпикурейских и стоических философов, пользовавшихся тогда наибольшею популярностью и наиболее резко противополагавшихся христианству. В основе первой системы – эпикурейцев – лежал, как известно, самый грубый материализм и нигилизм; в основе второй – самозамкнутая гордость и самообольщение.


1) Греческое слово δαιμόνες (божества) ко времени Иоанна Златоуста приобрело негативный оттенок, которого оно не имело прежде. Несмотря на то, что такая тенденция в употреблении этого слова заметна уже в Септуагинте (ср. (Пс. 95:5), только в период официальной христианизации империи в конце IV-гo века слово daimones стало обозначать лишь падших ангелов (бесов или демонов). Христиане верили, что их присутствие очищает города от власти последних, и такое очищение считалось более успешным, если имело место мученичество.
2) Августин Иппонский, Sermones, 150.4.5-5.6 (PL 38:810-811).
3) Несмотря на упрощенное, и даже карикатурное, описание греческих философских школ, утверждение Беды, что христианство преодолевает дуализм души и тела и ищет совершенства не в наслаждении или доблести, а в единстве с Богом через Иисуса Христа, достигающем полноты за пределами истории, указывает на кардинальный сдвиг в понимании человека и его предназначения.