Толкования на Деян. 18:26

Свт. Иоанн Златоуст

Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень

Велико дерзновение этого человека: он правильно говорил об Иисусе, но ему не хватало точности, особого научения. И в самом деле, не зная всего учения, он своим усердием стяжал Святой Дух, как и те, кто был с Корнилием.

Катены на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 18:18

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 26-28 Сей же начат дерзати на сонмищах, слышавше же его Акила и Прискилла, прияша его, и известнее тому сказаша путь Господень. Хотящу же ему преити во Ахаию, предпославше братия написаша учеником прияти его: иже пришед тамо пособствова много веровавшым благодатию: Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми, сказуя писанми, Иисуса быти Христа

Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он. Итак что сказать на это? Мне кажется, он – из числа ста двадцати, крещенных вместе с апостолами; или если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха; так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов; так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святого Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, все же не имел Святого Духа; потому что ни говорил разными языками, ни пророчествовал; иное дело пламенеть Духом и иное - иметь Святого Духа. Имеющий Святого Духа имеет Его обитающим в себе; и сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам, то запрещая, то повелевая им глаголати слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо, под руководством Духа, чрез освещение и наставление внешнее; так как от чувственного следует заключать к невидимому. Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми. Обличать пред людьми значит показывать дерзновение; обличать твердо значит являть силу, а обличать на основании Писаний значит свидетельствовать о своем знании; ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила без дерзновения.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Аммоний

Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень

Каким образом он, крещеный только крещением Иоанна [Крестителя], имел Святого Духа, а следующие за ним не имели? На это надо сказать, что Аполлос более всего по той причине горел Духом, что просвещенный благодатью Божией, точно знал и учил на основании писаний, что Иисус – это Христос. И это знание не позволяло ему быть спокойным, но и он сам, и ученики его учили об Иисусе, совершая дело евангелиста.

Следует указать, что нужно верить, что и женщины передают слово веры. Посмотри, как совершенно Аполлос желал спасения, но, хотя он и был ученым человеком и хорошо разбирался в тайнах Писания, не посчитал недостойным узнать от женщины точное объяснение веры. Он не сделался надменным, слыша от женщины как бы обличение, что о домостроительстве Бога Слова ты более полно можешь быть научен. Поэтому она объясняла ему через учение то, что касается веры, а Аполлос, внимая, слушал. Он знал, что Иисус – это Христос, Сын Божий, и решил так на основании Писания, но его знание было неполным, ибо он не знал сказанного и предреченного апостолам Духом. Поэтому спутники Акилы, как последователи Павла, более точно изложили ему путь Господа, то есть служение в Духе, нерукотворное обрезание и прочее, касающееся совершенства Церкви.

Катены на Деяния Апостолов.