Толкования на Деян. 19:5

Свт. Иоанн Златоуст

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса

См. Толкование на Деян. 19:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса

См. Толкование на Деян. 19:1

Ориген

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса

Но о существовании Святого Духа учат нас многие Писания. Давид в 50-м псалме говорит: И Духа Твоего Святого не отними от меня (Пс. 50:13). И в Книге Даниила говорится: Дух Святой Бога в тебе (Дан. 4:6). В Новом же Завете подобных свидетельств еще больше, из них мы узнаем, что Святой Дух сошел на Христа (Мф. 3:16), и что Господь после воскресения дунул на апостолов, говоря: Примите Духа Святого (Ин. 20:22). Ангел говорит Марии: Дух Святой найдет на Тебя (Лк. 1:35). Павел же учит: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). И в Деяниях Апостольских через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян. 8:18) в крещении. Из всех этих свидетельств мы понимаем, что ипостась Святого Духа обладает таким достоинством и властью, что спасительное крещение может совершаться не иначе, как властью высочайшей Троицы, то есть не иначе, как через совместное упоминание Отца и Сына, и Святого Духа, и через соединение с нерожденным Богом Отцом и единородным Его Сыном также и имени Святого Духа (см. Мф. 28:19).

О началах.

Беда Достопочтенный

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса

Часто возникает вопрос, затронутый, как я полагаю, в этом отрывке: должны ли те, кто по незнанию случайно были крещены людьми некрещеными, но правильной веры, креститься снова. Ибо какая разница в том, был ли кто-то крещен тогда, до начала крещения Христова, или теперь без него, когда сам Иоанн проповедовал, что те, кого он крестил в вере и имени Христа, собирающегося прийти, должны быть крещены снова, говоря: Я крещу вас водою… <…> Он будет крестить вас Духом Святым (Мф. 3:11). Если же теперь для стольких людей только приобщение Тела и Крови Христа, по утверждению некоторых, может бьггь достаточным для исцеления, то и тогда могло, и не нужно было креститься от учеников Христа тем, кого Иоанн крестил водой, но только укрепиться приобщением Его Крови.

Изложение Деяний Апостолов.

Аммоний

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса

Так что крещение Иоанна побуждало к раскаянию, но не давало очищения от греха. В этом отличие крещения Иоанна от крещения верных, ибо крещение верных дарует и оставление грехов. Иоанн, крестя, говорил: «Крещу тебя во имя Грядущего после меня и требую, чтобы ты верил в Него, что Он − Агнец Божий» (Ин. 1:26-27, 29). А тот, кто крестит верно, говорит: «Крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», чтобы ты верил в Единосущную Троицу. И омывает его, и совлекает с него прежнее верование, и облекает его во Христа, и ясно возвещает настоящую веру. Нужно указать, что после крещения во Христа через возложение рук крещающего Дух Святой сходит на крещаемых и что крещаемые крещением Иоанновым не имели Святого Духа. И каким образом Аполлос, крестившийся только крещением Иоанновым, горел Духом? Хотя Аполлос и горел Духом, однако не сказано, что он имел Святого Духа. Он не говорил языками и не пророчествовал. Итак, одно − это гореть Духом, и другое − иметь Святой Дух. Имеющий Святого Духа имел Его живущего в себе, и Сам Дух говорил изнутри. Об этом много говорилось прежде: как Он говорил Филиппу, Петру, апостолам, спутникам Павла, запрещая им говорить слово или не говорить в некоторых городах. Горящий Духом через внутреннее озарение и обращение делал нечто, ведомый Духом, словно его вел и охранял ангел. И не говори мне, как может гореть Духом тот, кто не причастен Духу? Ибо необходимо догадываться о невидимом по чувственному. Если солнце, будучи снаружи, и огонь, приближаясь к нашим телам или находясь на небольшом расстоянии, как бывает с огнем, согревает наши тела, то что надо сказать о Божественном Духе, который действительно горяч и согревает нашего внутреннего человека, хотя и не живет в нас, но находится снаружи? Итак, возможно, ибо все подвластно Богу, согревать кого-то, даже если источник тепла не находится в нем самом.

Катены на Деяния Апостолов.

Лопухин А.П.

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса

Услышав сие, − т. е. о пришествии Проповеданного Иоанном Мессии и о недостаточности Иоаннова крещения, − они крестились крещением христианским (см. Деян. 2:33 и Мф. 28:19) и, по возложении Павлом рук на них (см. к Деян. 8:15-17), приняли Духа Святого, вследствие чего тотчас же начали говорить иными языками (см. к Деян. 2:4; 10:14-48) и пророчествовать (см. к Деян. 11:27; ср. 13:1; 1 Кор. 14 гл.).

Надлежит отметить здесь неосновательность лжеучений древних еретиков и новейших сектантов (анабаптистов и меннонитов), основывавших на данном месте Деяний свое второкрещение.

Чтобы видеть всю ложность опоры защитников перекрещивания, достаточно указать несообразность устанавливаемой ими в подобном случае аналогии. Данный стих Деяний говорит о таком новом крещении Иоанновых учеников, которое существенно отлично от ранее принятого ими. Прежде они были крещены Иоанновым крещением покаяния, чтобы веровали в Грядущего по Иоанне. Крещение же христианское, полученное ими в Ефесе, было крещением во имя уже пришедшего Мессии, Иисуса Христа. Между тем, у новейших защитников перекрещивания оба крещения − христианские, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Здесь, следовательно, настаивается на повторении одного и того же крещения христианского.