Толкования на Деян. 19:13

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13, 15 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует… Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто

Так и здесь заклинатели, хотя сами знали о ком говорят, над бесноватыми говорили просто: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Из того, что они говорят в подтверждение, видно, что они знали. Говорят только: Иисусом, между тем как следовало сказать: Спасителем вселенной, воскресшим из мертвых. Они не хотели исповедать славу Его; потому бес, бросившись на них, обличил их и сказал: Иисуса знаю, и Павел мне известен (Деян. 19:15), – как бы так сказал: вы не веруете, но говорите это, злоупотребляя именем, и потому, говорит, храм ваш пуст, оружие не крепко, вы – не проповедники, но принадлежите мне. Велика ярость беса! Апостолы могли бы сделать с ними тоже, но не делали; повелевая теми, которые делали это, они тем более сами могли бы сделать тоже.

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 19:8

Блаж. Феофилакт Болгарский

Начаша же нецыи от скитающихся иудей заклинателей, именовати над имущими духи лукавыя имя Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, егоже Павел проповедует

Уверовать не хотели, а желали изгонять демонов именем Иисуса; потому что слова эти явно изобличают, что заклинатели эти заклинали нечистых духов именем Господа нашего Иисуса Христа, не как верующие во Иисуса, но как испытывающие Его. А выражение: начаша, показывает, что они хотя не надеялись на успех, однакож налагали руки, чтобы достигнуть цели (испытания). Поэтому спустя немного и поплатились за свое безрассудство.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный

Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует

Иосиф Флавий говорит, что царь Соломон придумал и научил свой народ способам изгнания бесов, то есть заклинаниям, благодаря которым нечистые духи, изгнанные человеком, не осмеливались более возвращаться. Между тем это иногда происходит посредством даже плохих людей ради наказания тех, кто это делает, или ради пользы тех, кто видит и слышит, чтобы люди, хотя и презирают совершающих знамения, тем не менее почитали Бога, после призывания Которого происходят такие чудеса.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Начаша же нецыи от скитающихся иудей заклинателей, именовати над имущими духи лукавыя имя Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, егоже Павел проповедует

Некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей. Нечто вроде нынешних знахарей, гипнотизеров, пользовавшихся применением тех или других тайн и сил природы, неизведанных доныне во всей полноте своего значения для человека (ср. Деян. 13:6 и д.; Флав. Археол. VIII:2, 5; О войне Иудейской I:1, 2; Мф. 12:27). Заметив необычайные действия имени Господа в устах Павла при исцелении больных, некоторые из таких заклинателей стали употреблять это имя в своих шарлатанских формулах и, сами не зная и не веруя в Господа Иисуса, прибавляли: Которого Павел проповедует, т. е. именно этого Иисуса, а не другого. «Так все они делали по любостяжанию. Смотри: веровать не хотели, а изгонять бесов этим Именем захотели» (Злат.).