Толкования на Деян. 20:10

Свт. Иоанн Златоуст

Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем

См. Толкование на Деян. 20:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 10-13 Сошед же Павел нападе нань, и объемь его рече: не молвите: ибо душа его в нем есть. Возшед же и преломь хлеб и вкуш, доволно же беседовав даже до зари, и тако изыде. Приведоша же отрока жива, и утешишася не мало. Мы же пришедше в корабль, отвезохомся во Ассон, оттуду хотяще пояти Павла

Душа его в нем есть. Не сказал: восстанет; я воскрешу его. Обрати внимание на смирение его и на его желание утешить.

Тако бо нам бе повелел хотя сам пеш ити.

См. Толкование на Деян. 20:14

Беда Достопочтенный

Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем

То, что Павел сходит, падает и обнимает его означает то, что он сам говорит: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4:19). С большим усилием сопряжено воскрешение тех, кто грешит из-за нерадения, а не из-за немощи; первое показано на примере Евтиха, второе на примере Тавифы, которую воскресил Петр (Деян. 9:36-42). Поэтому она умирает днем, лишившись сил, а он падает среди ночи и умирает. Она, омытая после смерти, была положена в горнице; тот, упав вниз с третьего этажа, оплакивается как умерший; он - в присутствии проповедавшего учителя, она - без него. К нему спустился Павел, к ней поднялся Петр, чтобы воскресить ее. Затем она, увидев Петра, села; он, умерев среди ночи, однако, утром воскрес, и воскрешенный, приводится с восходом солнца.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем

Пал на него и обнял. Подобным образом некогда воскрешен был пророком Илиею сын вдовы сарептской (3 Цар. 17:21) и пророком Елисеем сын суманитянки (4 Цар. 4:34).

Душа его в нем - это выражение означает не то, что душа отрока еще в нем, и что он, следовательно, не умирал, но то, что душа его опять в нем, он опять жив, воскрешенный силою Божиею через апостола, который по смирению своему не выражается так прямо, избегая похвал за совершенное им величайшее чудо (ср. Златоуст).