Толкования на Деян. 22:9

Свт. Иоанн Златоуст

Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали

См. Толкование на Деян. 22:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-13 Со мною же сущии свет убо видеша, и пристрашни быша: гласа же не слышаша глаголющаго ко мне. Рекох же: что сотворю, Господи? Господь же рече ко мне: востав иди в Дамаск: и тамо речется ти о всех, яже вчинено ти есть творити. И якоже не видех от славы света онаго, за руку ведомь от сущих со мною, внидох в Дамаск. Ананиа же некий, муж благоговеин по закону, свидетельствован от всех живущих в Дамасце иудей, Пришед ко мне, и став рече ми: Савле брате, прозри, и аз в той час воззрех нань

Свет убо видеша. Это было с целию; так как он один должен был выслушать глас оный. А так как люди довольно посредственные доверяют более зрению; то бывшие с Савлом только свет видеша и пристрашни быша: гласа же не слышаша. И свет произвел такое действие не для них, а для Савла; поэтому и зрения лишил его, а не их; но в то время, когда свет изливался на него, и им дозволялось смотреть на этот свет, если хотели. Мне же кажется, что они не уверовали по особенному Божественному устроению, чтобы быть такими свидетелями события, которым иудеи не могли не верить. Ведом от сущих со мною, внидох в Дамаск. Прекрасно прилагается упоминание об городе, чтобы знали иудеи, что Савл был гонителем. Павел переплетает свидетельства лиц со свидетельствами обстоятельств, бывших с ним самим и с другими. Свидетелями являются священники, старцы, спутники. Факты свидетельствуются фактами, а не личностию только: свидетели - Анания, человек посторонний, далее - самый факт, то есть, прозрение.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Прп. Максим Исповедник

Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали

См. Толкование на Деян. 22:6

Беда Достопочтенный

Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали

Выше об этом видении говорится, что его спутники остановились, пораженные, ибо слышали голос, но никого не видели (Деян. 9:7); отсюда следует, что они слышали звук непонятного голоса, но не понимали смысла слов.

Изложение Деяний Апостолов.

Аратор

Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали

Для того чтобы известное разногласие повествований получило объяснение, приступим к обсуждению. Павел в рассказе о своем обращении сообщает, что его спутники свет видели, а голоса того слухом не восприняли, а в другом месте говорится, что, когда он, ослепнув, упал, голос люди услышали (Деян. 9:7). Так изменяется описание у рассказчика. Но и то и другое правдоподобно и согласуются без натяжки. В первом случае под «услышали» подразумевается «восприняли шум», а во втором «не услышали четко». Таков легкий путь доказательства. С полным основанием можно согласиться, что голос, поскольку нечеток, не говорил, и не верить, что речью выражено то, значения чего не смог понять свидетель, ведь только слух оказался задействованным у него, а неясный шум проник только в его уши. Вот почему говорится одновременно, что они слышали и не слышали. Слышали - голос, но не слышали внятной речи, и единственное обстоятельство привело к двум повествованиям.

История апостолов.

Лопухин А.П.

Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали

Бывшие со мною свет видели, .. но голоса… не слыхали. В рассказе Дееписателя(Деян. 9:7) здесь, по-видимому, разница: «слыша голос, а никого не видя…». Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники Павла могли действительно слышать какие-то звуки, но не слыхать их смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла («мне»), так сказать - слыша, не слышать (ср. Ин. 12:28-29). Могло быть и то, что они и свет видели, и никого не видали при этом. Все предназначалось и совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать, только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку, поскольку это могло послужить большим уверением в действительности события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла.

Святый Златоуст (ср. Феофил. ) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий Дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение Дееписателя - «слыша голос» - относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола - «голоса, говорившего мне, не слыхали» - относится к голосу Самого Господа.

Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом Дееписателя (Деян. 9:10-18), отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь.

См. Толкование на Деян. 22:6