Толкования на Деян. 24:16

Свт. Иоанн Златоуст

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми

См. Толкование на Деян. 24:1

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

И сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми

Христианин в своей жизни и деятельности заботится главным образом о том, чтобы не совершать никакого преступления против Бога и людей, иметь чистую совесть, чтобы всегда открыто смотреть в глаза людям и быть готовым предстать пред Богом на случай смерти. Таков завет великого апостола всем нам. В данном отношении ложно поступают мнимые христиане, принимающие в принципе и на деле всякие ужасные компромиссы с совестью, оправдывающие преступления (ложь, насилие, даже убийства), если только человек, говорят они, имеет в конечном итоге добрую цель… Нет и нет! Преступление всегда есть преступление, его ничем нельзя защитить и оправдать. Оно мучает нашу душу и омрачает всю жизнь, хотя бы мы совершили массу добрых дел…

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми

Ответ апостола Павла Феликсу. Ответ самый основательный, так что нельзя законно обвинить апостола. Мои поступки, как бы так говорит он, ничего более не значат, как только то, что я подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. Я исполняю волю Божию, призвавшую меня в апостольское звание и от души желаю всем людям спасения и подвизаюсь за это спасение.

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-21 О сем же и аз подвизаюся, непорочну совесть имети всегда пред Богом же и человеки. По летех же многих приидох сотворити милостыни во язык мой и приношения. В нихже обретоша мя очищенна в церкви, ни с народом, ниже с молвою. Нецыи от Асии иудее, имже подобаше пред тя приити и глаголати, аще имут что на мя. Или сами тии да глаголют, аще кую обретоша во мне неправду, ставшу ми в сонмищи, Разве единаго сего гласа, имже возопих стоя в них, яко о воскресении мертвых аз суд приемлю днесь от вас

Подвизаюся непорочну совесть имети. Совершенную добродетель являем мы тогда, когда и людям не подаем поводов к соблазнам и пред Богом стараемся быть непорочными. Сами тии да глаголют, аще кую обретоша во мне неправду, - то есть, обрели неправду на собрании, когда сделано было дознание. А что я говорю правду, так об этом свидетельствует сами, обвиняющие меня. Не избегать обвинителей, но быть готовым дать ответ всякому - знак несомненной правоты. Сначала они на то и обиделись, что я проповедовал воскресение; потому что после этой проповеди удобно было присовокупить и то, что относится ко Христу, именно, что Он воскрес.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Лопухин А.П.

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми

Переходя к практическому выражению своего исповедания в нравственной жизни, апостол указывает, что оно тоже как раз исключало всякую возможность повода к неудовольствию и мятежу, имея своею целью всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми, ибо совершенная добродетель, по словам Златоуста, «бывает тогда, когда мы и людям не подаем повода ко греху, и Пред Богом стараемся быть безукоризненными».

Таким образом, апостол ясно и убедительно доказал, что обвинение его в последовании учению, столько согласному с Ветхим Заветом, не есть обвинение, и принадлежность к христианству, требующему лишь непорочной совести пред Богом и людьми, не есть вина.

Толковая Библия.