Толкования на Деян. 26:24

Свт. Иоанн Златоуст

Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия

См. Толкование на Деян. 26:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 24-26 Сия же ему отвещавающу, Фист велиим гласом рече: беснуешися ли, Павле? многия тя книги в неистовство прелагают. Он же, не беснуюся, рече, державный Фисте, но истины и целомудрия глаголы вещаю. Весть бо о сих царь, к немуже и с дерзновением глаголю: утаитися бо ему от сих не верую ничесомуже

Беснуешися ли Павле. Так как Павел речь свою постоянно обращал к царю; то Фист, обидевшись несколько и видя дерзновение Павлово, сказал это от досады и гнева. Павел же объясняет ему причину, почему он обратил свое слово к царю.

Несть бо во угле сотворено сие.

См. Толкование на Деян. 26:27

Беда Достопочтенный

Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия

Фест считал безумием, что человек, находясь в оковах и защищаясь, говорил не о клевете, которой он подвергся со стороны, но о знании, которым он внутренне гордился. Ведь Павел коснулся всех чудес откровения, благодаря которому он из преследователя стал апостолом, и, показав замысел нашего Искупителя, говорил с пылом о воскресении мертвых с видом проповедника. На самом деле, как глупым является безумие блудного сына, который, покинув отца, пас свиней (Лк. 15:11-15), так и «духовным, то есть истинным безумием является то, о чем говорит апостол: Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас (2 Кор. 5:13)». И в согласии с этими словами псалмопевца: Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и уклоняющимся ко лжи (Пс. 39:5).

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия

Речь Павла прерывается громким сердитым восклицанием Феста, понятным при легкомысленном скептицизме и презрительном отношении ко всякой вере.

Безумствуешь ты, Павел - выражение, по-видимому, относится ко всей речи Павла о своем обращении и ко всему его поведению после этого обращения, в котором скептик Фест не мог усмотреть ничего, кроме обыкновенного бреда расстроенного воображения.

Большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Фест высказывается насмешливо, что Павел слишком заучился, отчего у него, как говорится, ум за разум зашел - отзыв крайнего легкомыслия, говорящий о большом невежестве и самого Феста. По-видимому, заключение о большой учености Павла Фест сделал из того, что Павел приводил столь многочисленные ссылки на пророчества, подтверждавшие его учение о Христе.