Толкования на Деян. 28:30

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 30-31 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

Смотри: он не говорил ничего о настоящем, но все о царствии Божием. Видишь ли благоустроение Божие? <…> Видишь ли, как все предвидела эта святая и божественная глава, этот муж, высший небес, имеющий душу, способную обнимать все, первоверховный Павел? Одного имени его знающим достаточно для того, чтобы возбудить душу к бодрствованию, чтобы прогнать всякий сон. Рим принял его связанного, прибывшего по морю, спасшегося от кораблекрушения, и избавился от треволнений заблуждения. Как бы какой царь, бывший в морском сражении и победивший, он вошел в царственный город. Об этом он говорит в послании: приду к вам, то приду с полным благословением: придти к вам и успокоиться с вами (Рим. 15:29, 32); и опять: теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым (Рим. 15:25); это тоже, что говорил прежде: я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему (Деян. 24:17). Он был уже близок к венцу, Рим видел его связанным, и [потом] увидел увенчанным и прославленным. То он говорил: успокоиться с вами; то: я иду в Иерусалим, чтобы послужить. Последнее было началом нового течения; неутомимый, он прилагал трофеи к трофеям. Коринф имел его у себя два года, Азия - три, этот [Рим] - теперь два, а потом он пришел туда во второй раз, когда и скончался. <…> Таким образом, теперь он не подвергся смерти, а потом, когда наполнил проповедью всю вселенную, разрешился от жизни. Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, каково и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клеветы, ежедневная смерть. Ты видел малую часть дел его? Представь такою же и остальную.

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. Толкование на Деян. 28:17

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 30-31 Пребысть же Павел два лета исполнь своею мздою, и приимаше вся приходящыя к нему, Проповедуя царствие Божие, и учя яже о Господе нашем Иисусе Христе, со всяким дерзновением невозбранно

Павел действовал не как тот Синопец (Диоген), который одевался в лохмотье и жил в бочке, который многих удивлял тем, в чем они не имели никакой нужды, а пользы не приносил никому. Павел ничего подобного не делал; потому что обращал свои взоры не на честолюбие. Напротив он (Павел) одевался со всевозможным приличием, жил постоянно в доме и показывал всяческое попечение о приличии, которым упомянутый циник пренебрегал, нарушая его публично, живя невоздержно и увлекаясь страстию к славе. Если кто вздумает искать причины обитания его в бочке; так никакой другой причины не найдет, кроме одного тщеславия. А Павел даже платил за помещение, какое занимал в Риме.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Евсевий Кесарийский

Ст. 30-31 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

И Лука, написавший Деяния Апостолов, заключает свой рассказ сообщением, что Павел провел в Риме на свободе целых два года, беспрепятственно проповедуя слово Божие. Затем, оправдавшись перед судом, апостол, говорят, отбыл на свое дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил 2-е послание к Тимофею, где говорит и о своей первой защите, и о близкой кончине. Выслушай его собственное свидетельство: При моей первой защите со мной никого не было: все меня оставили. Да не зачтется им это. Господь был со мной и дал мне сил, чтобы проповедь моя была завершена в полноте и ее услышали все народы, и я был избавлен от пасти львиной (2 Тим. 4:16-17). Этими словами он ясно устанавливает, что в первый раз избавился от пасти львиной (апостол, по-видимому, называет так Нерона за его жестокость) , чтобы в полноте была завершена его проповедь. Ведь дальше он не добавил ничего вроде: «избавит меня от пасти львиной», потому что он видел в Духе, что кончина его близка, поэтому к словам я был избавлен от пасти львиной он добавляет: Господь избавит меня от всякого зла и спасет в Своем Царствии Небесном (2 Тим. 4:18), указывая на близкое мученичество. Еще яснее предсказывает он его в этом же послании, говоря: Я уже предложен в жертву, и время моего отшествия настало (2 Тим. 4:6). Он говорит, что, когда он писал 2-е послание к Тимофею, с ним был только один Лука (2 Тим. 4:11), а при первой защите не было даже и его (2 Тим. 4:16). Вероятно, Лука закончил Деяния тем временем, когда он находился вместе с Павлом. Заметим, что мученичество Павла пришлось не на то пребывание его в Риме, о котором пишет Лука. Вероятно, в начале своего царствования Нерон был настроен более кротко и спокойно выслушал защиту веры Павлом; когда же Нерон дошел до дерзких и беззаконных поступков, он наложил руку как на других, так и на апостолов.

Церковная история.

Лопухин А.П.

Ст. 30-31 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

Последние два стиха составляют кроткое заключение книги Деяний, напоминающее подобную же форму заключения Евангелия от Луки (Лк. 24:52-53). Это как будто заставляет признать за несомненное, что книга Деяний отнюдь не есть незаконченная книга, но подобно как и Евангелие Луки - вполне законченное по намерению писателя, слово (Деян. 1:1).

Целых два года - вероятно, до освобождения от уз, а не до мученической кончины своей, которая, по некоторым преданиям, последовала несколько после.

На своем иждевении - en idiw misqwwmati - предполагающем и наем помещения, и обеденное содержание. Так как теперь Павел, как узник, не имел возможности добывать себе содержание по-прежнему - собственным трудом (Деян. 20:34), то, очевидно, он пользовался усердием верных, не только туземных, но и других основанных им и любивших его обществ христианских (ср. Флп. 4:10 и д. 18).

Проповедуя невозбранно - особенно после того, как первый его ответ пред судом Кесаря (2 Тим. 4:16) сделал его известным всей претории и всем прочим (Флп. 1:12-13), послужив к большему успеху Евангелия (Флп. 4:22).

«Будем же, убеждает св. Златоуст, подражать Павлу, этой доблестной и адамантовой душе, дабы, шествуя по следам его жизни, мы могли проплыть море настоящей жизни, достигнуть безмятежной пристани, и сподобиться благ, обетованных живущим достойно Христа».

Этим писатель оканчивает свое повествование и оставляет жаждущего слушателя, дабы остальное он дополнил собственным умозаключением. «Ибо, конечно, каково было прежнее, такого же было и последующее… Коринф имел его у себя два года, Азия три, этот (Рим) два, а потом он пришел туда во второй раз, когда и скончался… Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, как и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клеветы, ежедневная смерть!» (Злат.). В заключение небезынтересно поставить вопрос: почему в эти два года пребывания Павла в Риме его положение не изменилось ни к лучшему, ни к худшему? Полагают, в объяснение этого, что все это время ожидали кого-либо из Иудеи, уполномоченного поддерживать пред императором обвинение против Павла, или же просто дело замедлилось от небрежности, свойственной римским неограниченным правителям. Наконец, некоторые допускают, что это замедление произошло не без участия друзей Павла, которые видели в том большую пользу и для себя, и для него, при представлении ему столь широкой свободы в узах.

Сказания о дальнейшей судьбе апостола заимствуются главным образом из сообщений Евсевия Кесарийского, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста, Барония, Климента Римского, Лактанация и других.

Наиболее достоверное время мученической кончины апостола 67 или 68 г. по Р.Х.

Толковая Библия.