Толкования на Еф. 2:16

Свт. Иоанн Златоуст

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

См. Толкование на Еф. 2:13

Свт. Феофан Затворник

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

См. Толкование на Еф. 2:14

Свт. Григорий Нисский

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

Восприняв вражду нашу с Богом по причине грехов, и, по слову апостола, убив ее в Себе (ибо грех есть вражда), и став нам подобным, посредством Себя Иисус Христос воссоединил человеческое с Богом.

Против Евномия.

Прп. Ефрем Сирин

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

См. Толкование на Еф. 2:11

Прав. Иоанн Кронштадтский

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

Господь убил вражду Бога к человекам на кресте. Какая отрадная истина для христиан!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста

Не сказал: умирить (καταλλάξη), но − примирить (άποκαταλλάξη), то есть снова примирить, показывая, что и в древности посредством закона человеческое естество было примиряемо с Богом, но затем, так как чрез преступление закона вражда еще более усилилась, то оно опять возымело нужду в примирении с Богом, которое, как окончательное, справедливо и называется примирением (άποκαταλλαγ). В едином теле − то есть в Своем. Ибо должное нам наказание сам подъял чрез крест, что и выше сказал: Плотию. И опять двоих создаст в Себе. А по мнению некоторых, в едином теле значит то, что обоих ставших как бы единым телом, которому Он есть глава, примирил с Богом.

убив вражду на нем

Не сказал: разрушив, но сильнее − убив, чтобы она уже не восставала. Каким же образом после этого опять возникает вражда? Она никогда не восстает, но рождает другую, потому что опять грешишь. В нем же − или в кресте, или в теле Своем. Ибо вражду Он убил и на кресте, и в Своем теле, в котором и подъял крест.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блж. Феодорит Кирский

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

См. Толкование на Еф. 2:15

Тертуллиан

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

См. Толкование на Еф. 2:15

Марий Викторин

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

См. Толкование на Еф. 2:15

Лопухин А.П.

и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

Христос не только создал в Себе одного нового человека, но и примирил язычников и Иудеев, составивших собою такого единого человека, в Своем теле с Богом. Тело Христа здесь названо «единым» потому, что Ап. хотел выразить ту мысль, что Иудеи и язычники, прежде разделенные и враждующие, одинаково примирены великим Голгофским жертвоприношением (проф. Богдашевский). − Посредством креста, т. е. вознесши тело Свое на крест (1Пет. II:24). − Убив вражду на нем, т. е. на кресте. По мнению П. Эвальда, слово «на нем» должно быть заменено выражением «в Нем» (εν αυτῶ) или «в Себе». Христос, принеся Себя в жертву на кресте, уничтожил и вражду людей с Богом.

См. также Толкование на Еф. 2:11