Толкования на Еф. 3:2

Свт. Иоанн Златоуст

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божьей, данной мне для вас

Здесь (апостол) намекает на предсказание, возвещенное о нем Анании в Дамаске, когда (Господь) сказал: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями» (Деян. 9:15). Смотрением благодати Он называет именно это откровение. Смысл следующий: не от человека я узнал; Он удостоил меня, когда я был один, откровения относительно вас, потому что сам Он сказал мне: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21). И справедлив (апостол) назвать это смотрением; подлинно, великое было смотрение, когда тот, кого нельзя было убедить никаким образом, призывается свыше, словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4), и при этом теряет зрение от неизреченного света.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

Аще убо слышасте смотрение благодати Божия данныя мне в вас

Если слышали, но вы слышали… Сей оборот речи равносилен следующему: так как вы слышали. Частица если не сомнение или неведение означает, но совершенную уверенность. Слышали вы, что мне поручена проповедь Евангелия среди вас, потому вам и без особых объяснений должно быть понятно, почему я узник о вас языцех.

Слышали они не от другого кого, а от самого же Апостола. Нельзя предположить, чтоб он умолчал об этом, особенно после того, как писал к галатам. Ибо смущения Галатийских церквей и произошли отчасти потому, что там не совсем полно было известно, что такое есть святой Павел и почему он проповедует, не будучи из числа двенадцати.

Смотрение благодати − благодатное смотрение, οικονομια. Как в благоустроенном доме благоразумная экономия распределяет, что кому и как следует делать, так и в благодатном Царстве Христовом, по экономии − домостроительству спасения, все вначале было распределено, кому за какое дело взяться и как его вести. Святому Павлу, непосредственно Самим Господом призванному, Самим же Господом поручено идти с проповедию к язычникам: иди, далеко во языки пошлю тя (Деян. 22, 21). Об этом благодатном смотрении или распоряжении Господнем и поминает здесь святой Павел. Вам известно, что мне поручена проповедь среди вас. Я усердно исполнял свое дело, но это раздражило неразумную ревность, и вот я в узах.

Святой Златоуст говорит: «Здесь Апостол намекает на предсказание, возвещенное о нем Анании в Дамаске, когда Господь сказал: иди, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми (Деян. 9,15). Смотрением благодати он называет именно это откровение. Таким образом, слова Апостола значат следующее: не от человека я узнал, не человек меня удостоил чести быть главным благовестником вашим, а Сам Бог сказал: иди, яко Аз во языки далече послю тя (Деян. 22, 21)».

Святой Павел поминает об этом не с догматическими целями, как в послании к Галатам, а с тем, чтоб и в этом дать ефесянам побуждение помнить, что сделано для них благодатию. Благодатное смотрение относительно его, Апостола, было направлено на них. Их имея в виду, об них особое попечение являя, Господь избрал и образовал непосредственно Сам Апостола для них и ему все рассказал и открыл, как и почему что делается, все же для них. Как не помнить всего этого? На этом образовании Апостола, как особом действии смотрения Божия, останавливает внимание святой Златоуст: «И справедливо Апостол назвал это смотрением, ибо, подлинно, великое было смотрение, когда тот, кого нельзя было убедить никоим образом, призывается свыше словами: Савле, Савле, что Мя гониши? (Деян. 9, 4), и при этом теряет зрение от неизреченного света!»

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас

См. Толкование на Еф. 3:1

Прп. Иустин Попович

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас

Савл – пламенный христоборец, Савл – неистовый христоубийца, христоубийца вне всякого сомнения, ибо с упорством стремился уничтожить Христа и все Христово в душах всех христиан; Савл – верховный христогонитель; Савл – ожесточенный христоненавистник; каким же образом такой Савл стал наиодухотворенным поклонником и наинеустрашимым исповедником Христа как Единого истинного Бога и Господа и Спасителя и Его наиревностным Апостолом? Как он дошел до того, что ради Христа отверг все, так что все и вся, кроме Христа, почитал за тщету, за вздор, за сор (ср. Флп. 3:7-8)? – Только чудом Божией вселюбви, распустившимся в бесконечное множество чудес Божией благодати: ибо за первым чудом явления ему на пути в Дамаск воскресшего Господа Иисуса в Божественном сиянии, перевернувшим ему всю душу, все существо, последовали многие и многие личные, непосредственные явления воскресшего Господа, Который лично Сам открывал ему все тайны Своей Богочеловеческой личности, все тайны Своего Евангелия, все тайны спасения, все тайны всех миров, и Сам лично вручил ему Апостольство среди язычников в одном из тех «видений и откровений», сказав ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21). А сразу после первого Своего явления Савлу воскресший Господь явился апостолу Анании и, дав указание ему крестить Савла, сказал: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15). Все это есть дело и домостроительство благодати Божией. Святой Апостол и называет свою проповедь Евангелия Христова «домостроительством благодати Божией» – ἡ οἰκονομία τῆς χαριτος τοῦ Φεοῦ – (икономией благодати Божией), ибо служит тому, что есть Божие: святым и спасительным тайнам Божиим. В Евангелии – все Божие, все – свято, все – спасительно, все – благодатно; все от Бога, все дар Божий, все есть благодать Божия. Ни в чем оно не от человека, не через человека (Гал. 1:1). В нем все от Богочеловека и через Богочеловека: и святыни, и силы. А святой Апостол всем существом своим только служит им; ибо дано ему это от Самого Бога. Поэтому свое Апостольство он и называет домостроительством благодати, домостроительством тайны: служит он святому Откровению Богочеловека, которое все исполнено Божественных тайн и даров и святынь, – все с неба, хотя и все предназначено для людей на земле, ибо и они происходят с неба. Домостроительство благодати есть домостроительство тайны, предвечной тайны Божией, которая сошла в наш земной мир воплощением Бога Слова как Церковь и осталась в нем как Церковь, соединившая в себе небо и землю, ангелов и людей, Бога и человека, а тем самым и все тайны всех миров и существ. Вот почему служение Церкви и есть домостроительство тайны, домостроительство благодати: ἡ οἰκονομία τῆς χαριτος, ἡ οἰκονομία τῆς μυστηρίου в Церкви все есть тайна и все благодать. Но и сама жизнь в Церкви каждого ее члена есть домостроительство тайны и домостроительство благодати: ибо каждый из нас есть небоземное существо самим тем, что Церковью и в Церкви он сонаследник Христов, и еще: благодатное богочеловеческое существо, которое становится таковым благодаря тому, что постоянно переживает себя благодатной богочеловеческой ячейкой, черпающей полноту своего существа в полноте Богочеловеческого тела Христова, Церкви, и полноту жизни так же, в полноте Церкви; ибо каждый член Церкви живет через всех членов Церкви, через всех ангелов и людей, а прежде всего через Самого Богочеловека – Господа Иисуса, Который по безграничному Своему человеколюбию ради нас стал Церковью и ею даровал нам все, все, все – Божественные и богочеловеческие дары и силы. И христиане, живя в Церкви и Церковью, живут как «добрые домостроители (приставники, экономы) многоразличной благодати Божией» – ὡς καλοε οἰκονόμοι ποικίλης χάριτος τοῦ Φεοῦ (1 Пет. 4:10).

Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Как бы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас

Намекает на слова Божии к Анании: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами (Деян. 9:15). И откровение тайны, потому что не от человека узнал ее, называет домостроительством благодати. Ибо, говорит, благодать Божия распорядилась таким образом, чтобы я был призван свыше и подвергся слепоте за неповиновение, чтобы таким именно образом придти к повиновению. Но для вас, говорит, была дана мне эта благодать. Ибо сам мне сказал, что Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22:21). Посему вы есть дело благодати, и я от себя ничего не принес.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас

Что касается последовательности речи и построения фразы, мы, тщательно исследуя, ничего не могли найти для того, чтобы восстановить ее в отношении к начальным словам [главы]: Ради этого дела я, Павел, − узник Иисуса Христа ради вас язычников. И действительно, ведь он не сказал, мол, ради этого дела я, Павел, сделал это или то, учил этому или тому, − но, оставив мысль незавершенной, он переходит к другому предмету. Вероятно − помня о том, в чем он и сам сознается, говоря: хотя я и невежда в слове, но не в познании (2 Кор. 11:6), − нам следует поискать порядка скорее в его мыслях, нежели в словах. Этот порядок можно восстановить следующим образом: я, Павел, − узник Иисуса Христа и узник за вас, происходящих из язычников, ради того познал тайну, чтобы и вам передать ее, как в этом же самом послании несколько ранее я говорил вам.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас

Ап. припоминает читателям, что они уже слышали о том, что в целях домостроительства нашего спасения Бог дал Апостолу Павлу. Ап. здесь очевидно намекает на свое чудесное обращение ко Христу, когда ему было повелено идти проповедывать Евангелие Христово язычникам (Деян. 9:15-16).[Некоторые толкователи в этом выражении «услышав о вере вашей» видят доказательство того, что послание написано не к Ефесской церкви, так как-де Ап., сам основавший Ефесскую церковь, не мог говорить о ней как о лично ему неизвестной. Но здесь под верою нет никакого основании понимать уверование читателей в Евангелие или первоначальное принятие ими христианской веры. Во-первых, против такого предположения говорит соединение понятий «вера» и «любовь»: отсюда необходимо заключить, что Ап. имеет здесь в виду веру как такую же постоянную добродетель, как и любовь, а не как отдельный момент в жизни человека. Затем из самого послания видно, что Ап. пишет к таким христианам, которые уже довольно зрелы в отношении к христианскому развитию].

Толковая Библия.

См. также Толкование на Еф. 3:1