Толкования на Еф. 3:3

Свт. Иоанн Златоуст

потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)

«Потому что», – говорит, – «мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)». Может быть, он объявил им об этом через кого-нибудь, а может быть немного прежде и сам писал им. Здесь показывает он, что все от Бога, что мы от себя ничего не привносим. В самом деле, скажи мне, сам Павел, – великий и дивный Павел, сведущий в законе, воспитанный со тщанием при ногах Гамалиила, – разве не благодатью спасен? Справедливо (апостол) называет это и тайной; подлинно тайна, каким образом язычники вдруг приведены в большее благородство, чем каково было благородство иудеев.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

яко по откровению сказася мне тайна: якоже преднаписах вмале

Яко, οτι – не «потому что», но «что». Слышали смотрение, что то есть по откровению сказася мне тайна. По откровению то же, что чрез откровение (Гал. 1, 12). Хочет сказать, что как призван к проповеди непосредственно Господом, так и научен истине тоже непосредственно Им же. Не сам придумал и не люди научили, но Сам Господь открыл мне все. «Показывает, что все от Бога» (Златоуст). И притом для них – язычников. Внушает, следовательно: смотрите, какое об вас попечение у Господа! Сказася… εγνωρισθη – дана мне знать тайна, внушена, в ум мой вложена. Не только открыта, но так открыта, что я познал ее и понял, как следует. Над этим наблюдал Сам Открывающий, чтоб не вошла какая неправость в слово мое. Тайна – та, о которой говорит он в 6-м стихе, чтоб язычникам быть сонаследниками и спричастниками обетования. «Справедливо Апостол называет это тайною, ибо подлинно непонятно, каким образом язычники вдруг приведены в благородство большее, чем каково было благородство иудеев!» (Златоуст).

Якоже преднаписахЯкоже – καθως; – не «о чем», a – «как», в том виде, в том смысле и значении, как я напереди коротко написал. Преднаписах – «не значит, как полагали иные, будто бы писал он (прежде) другое послание, но, говорит, написал теперь (впереди), так как о сем рассуждал от самого начала и до сего места» (Феодорит). Впереди он не поминает о том, как ему открыта тайна, а живописует самую тайну, как пришел Сын Божий, воплотился, пострадал, воскрес, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, и в Себе спосадил и все человечество, которое к Себе привлекает проповедию и благодатию, кои Духом Святым действуют в людях, обращая и освящая всех без различия, иудеев и язычников, из всех составляя единое тело Церкви, жилище Богу чрез Господа Иисуса Христа во Святом Духе. Об этом все он толковал впереди, теперь говорит, что все это преднаписанное мне открыто, и как открыто, так и написано. Но написанное доселе, хотя содержит все существо домостроительства, не все, однако ж, объемлет открытое мне. Я написал вам вмале, из многого немногое, хотя и в немногом многое. «И точно, кто сообразит как следует все написанное впереди, увидит, какие открыты ему тайны, из коих часть некую малую он поместил в предыдущей речи своей, желая не столько высказать все, что знал, сколько показать этим малым, сколько умолчал» (Иероним). Однако же «кратко слово и сокращенно поучение, но в немногом я научил вас многому, засеменив только (слово истины). Я написал столько, сколько могли вы уразуметь, уразуметь при углубленном и внимательном чтении, а не между делом пробежавши (писанное)» (святой Дамаскин).

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)

См. Толкование на Еф. 3:1

Прп. Иустин Попович

Ст. 3-4 Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, τὸ μυστήριον τοῦ Χριστοῦ. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» – σωματικῶς (Кол. 2:9), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия – вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк. 24:45), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек такого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: «мне через откровение возвещена тайна» – κατὰ ἀποκάλυἁςψιν ἐγνωρίσθη μοι τὸ μυστήριον. Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь погрузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и благовестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой – νοῆσαυ τὴν σύνεσίν μου ἐν τῷ μυστηρίῳ τοῦ Χριστοῦ. А душа этой тайны – Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2 Кор. 12:1). Для чего? Дабы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3:9), дабы «показать, какое богатство славы в тайне сей» (Кол. 1:27), дабы «возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3).

Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

потому что мне через откровение возвещена тайна

Вот дело благодати – откровение тайны. И поистине тайна – из крайнего ничтожества возвести язычников в почетное положение, высшее, чем иудеев.

о чем я и выше писал кратко

Указывает на вышесказанное им, что язычники, бывшие вдали, призваны, что они надстроены поверх патриархов и тому подобное.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Феодорит Кирский

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

А слова выше писал кратко не означают, как предполагали некоторые, будто бы Павел писал другое послание… [Он сказал это] не о том, что касалось его самого, но о тайне. Ибо выразил это словами: потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко).

Толкования на послания святого Павла.

Марий Викторин

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Павел сказал, что ему дана благодать, но дана через откровение. Это место можно понять так, что христианином можно стать через откровение, и через откровение прежде всего… Однако так как сила Божия дарует свою благодать любыми способами, надлежит считать, что законный порядок исполнения заповеди спасения в том, чтобы человек возродился водою и духом и таким образом стяжал дух Христов. Но совершается это от людей и через людей. То же, что произошло с Павлом, произошло благодатью Божией и через откровение. И хотя это, как мы считаем, заслужил лишь он один, тем не менее, как было сказано, Божественное откровение способно совершаться действием благодати Божией, либо таким, либо другим, сходным способом.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Амвросиаст

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Павел указывает на то, что ему через откровение возвещена тайна Божия, о чем он кратко писал выше, т. е. соблюдая должную меру, соответственно их способности уразуметь мудрость апостола в отношении тайны Христа.

На Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Потому что – согласнее с контекстом здесь греч. частицу ότι перевести союзом «что» и поставить весь 3-й стих в зависимость от глагола 2-го стиха «вы слышали».Тайна. Под тайною Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в 6-м стихе, именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании (ср. Деян XXII:21; XXVI:18; Гал I:15, 16). – О чем – правильнее: «как» – (καθώς). – Кратко – намек на 11-22 стихи второй главы, где идет речь преимущественно о призвании язычников. – То вы читая… т. е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под «тайною Христовой», которой придаю такое большое значение.

См. также Толкование на Еф. 3:1