Толкования на Еф. 3:9

Свт. Иоанн Златоуст

и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом

См. Толкование на Еф. 3:8

Свт. Феофан Затворник

и просветити всех, что есть смотрение тайны сокровенныя от веков в Бозе, создавшем всяческая Иисус Христом

Благовестити во языцех – а просветити всех, – не язычников только, но и всех людей, и даже все создания, имеющие разум и могущие принимать просвещение ведением, как показывает следующий стих. – Когда благовестил, тогда же и просвещал, ибо просвещение есть сообщение светлых о всем понятий, которые составляют содержание Евангелия. Зачем же говорит особо просветити? – Хочет сказать: всем дать понять, всем разъяснить и растолковать, что есть смотрение тайны сея, – распространение богатства Христова и на язычников, призвание и их в участие в нем, слитие и их вместе с иудеями в единое тело, коего глава Христос, одесную Отца седящий, в Коем спосаждены там и все составляющие тело Его. Эту сторону домостроительства особенно выяснить, а самое домостроительство благовестить. Почему говорит: просветити, что есть смотрение тайны сея. Для чего Богу угодно было такое сделать относительно сего распоряжение, чтобы держать то доселе в тайне и теперь только явить во всем величии и всей полноте? – Изумить всех хотел Бог богатством благости Своей, чтобы сильнее всех привязать к Себе и к самой тайне спасения. Или – что есть смотрение тайны значит: всем сказать, что выходило из этого призвания языков к сонаследности, сотелесностн и сопричастности. Выходило величественное и преславное тело Христово, из лиц всех мест и всех времен сложенное и стройно сочетанное. Вот куда направлено все смотрение тайны спасения и язычников вместе с иудеями. Об этом и вся речь у Апостола в послании. Но просвещал он всех относительно сего не словом только, но и делом, самим делом сочетавая всех воедино. И это сочетание было всюду прямым следствием его благовестия.

Тайна сия была сокровенна от веков в Боге. Никто не знал про нее и догадаться никто не мог о ней. И теперь, по открытии и явлении делом, она все еще остается тайною, тем паче такою она была прежде. – «О призвании язычников было известно, но что при этом они воссядут и на престоле Божием, этого никто не ожидал, никто не представлял этого» (святой Златоуст). Мысль Апостола все держится на одном, – сочетании всех во Христе, яко главе, основание коему положено в седении Его одесную Отца. Святой Дамаскин пишет: «Неизследованным богатством Христовым называет он спасение всего мира, а смотрением тайны – вознесение (спосаждение одесную) всех людей во едином Христе».

Была тайна сокровенна в Боге, не теперь только измышлена благостию Его; изначала она вошла в планы Божии, а теперь только в дело приведена. Что тайна сия именуется сокрытою в Боге, создавшем всяческая, это наводит на мысль, что, когда еще мир созидался только, тайна спасения в Господе всего человечества и устроения из всех единого тела в Нем имелась уже в уме Божием, имелась, конечно, не без влияния на самое устроение мира. Эта мысль видна у святого Дамаскина. «Эта тайна не в последнее время измышлена Богом, ибо у Него нет вновь прибывающих волей (определений воли), но все вечно. Вместе с тем, как творил Он мир, тогда же полагал и основания спасению».

Иисус Христом. Поелику Иисус Христос есть Слово, бывшее плотию, — то Слово, Имже вся быша, и без Коего ничтоже бысть, еже бысть; то слово: создавшем всяческая само собою привлекло и: Иисус Христом. Святой Златоуст говорит: «Хорошо сделал Апостол, что, воспоминая о творении, сказал: Иисус Христом. Ибо Сотворивший все чрез Него и это открыл чрез Него: без Него, сказано, ничтоже бысть (Ин. 1, 3)». Ипостасное Слово, образ ипостаси Отчей, творя мир, человека создало по образу Божию, и Оно же чрез воплощение восстановляет в нем потерянный образ Божий чрез грехопадение. Истины сии одна с другою вяжутся неразрывною цепью, и одна другую вызывают.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом

См. Толкование на Еф. 3:1

Прп. Иустин Попович

и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге

См. Толкование на Еф. 3:8

Блаж. Феофилакт Болгарский

и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге

Что призваны будут язычники, это, может быть, знали Духом и пророки и ангелы; но чтобы они были призваны к таким благам, чтобы даже воссесть на престоле Божием, – кто мог сего ожидать? Посему он и называет это тайной, сокровенной в Боге от веков, то есть издавна, от начала. Ибо неизреченно это смотрение и одному Ему ведомо.

cоздавшем все Иисусом Христом

Прекрасно напомнил о творении: сотворил, говорит, все Бог чрез Христа. Ибо без Него, говорит, ничто не начало быть (Ин. 1:3). И это чрез Него открывает.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом

Это богатство благости Его от вечности было сокрыто в Боге, Который есть Творец всего. Где Маркион, и Валентин, и все еретики, которые утверждают, что один [бог] есть создатель мира, т. е. видимых вещей, а другой [бог] – невидимых?.. Но тайна, сокрытая от веков, может быть понята и иначе: [как будто] сами века, т. е. все духовные и разумные существа, жившие в течение предшествующих веков, не знали об этом богатстве. [В данном случае Иероним имеет в виду элементы дуализма в учениях Маркиона (II в.) и основателя гностицизма Валентина (II в.) – прим. ред.]

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Марий Викторин

и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом

Говоря об открытии всем [домостроительства тайны], Павел имеет в виду Израиль и язычников. Ибо он начинает благовестие среди язычников, но и иудеи могут быть просвещены, если последуют за Христом и покорятся Ему.

Христос – Единородный Сын Божий, и через Него – все творения. Иначе говоря, они созданы действием самого Бога, действовавшего в Нем и через Него. Поэтому все последующие времена [этого мира] – Христовы, ибо созданы Христом… Хотя Бог считается Творцом, Он творит через Христа. Ибо быть Творцом подобает не Богу, но Христу, а через Христа – и Богу. Бог породил Христа, а Христос сотворил все действием самого Бога, которое совершилось через Христа – Творца.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом

См. Толкование на Еф. 3:8