Толкования на Еф. 3:10

Свт. Иоанн Златоуст

дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия

См. Толкование на Еф. 3:8

Свт. Феофан Затворник

да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия

Не только людям не была открываема тайна сия (ст.5), но и Ангелы не знали ее. И они узнают о ней после, из самого дела явления ее в человечестве, из самого создания Церкви. Апостол хочет сказать, что дело сие столь величественно и дивно, что, когда устроилась Церковь из язычников и иудеев, под главою Христом, и небесные силы изумились, увидев в сем многоразличную премудрость Божию, подобно тому, как по слову Иова, когда сотворены были звезды, велиим гласом восхвалили Бога все Ангелы Божии. В другом месте тот же Апостол о велией благочестия тайне, что Бог явился во плоти, между чертами величия ставит и то, что Он показася Ангелам, и это по проповедании во языцех и вознесении во славе (1 Тим. 3, 16). Главу Церкви во всей славе Богочеловечества узрели Ангелы, когда воссел Он одесную Отца и начал привлекать к Себе все − и земное, и небесное. Тут и сказалась им многоразличная премудрость Божия, в устроении Церкви и в возглавлении всяческих во Христе. И Апостол Петр свидетельствует, что в тайну спасения всех в Господе не только пророки углублялись изысканием, желая уяснить себе сокровенные его стороны, но и Ангелы желают то проникнуть (1 Пет. 1, 12). Не все и для них ясно ведомо даже и тогда, как приведено уже в исполнение, а возбуждает только изумление о многоразличной премудрости Божией.

Сказывается им сия премудрость не проповедию слова среди их от лица Церкви, но самым ее устроением. Видят, как устрояется Церковь и как все в Господе, восседшем одесную Отца, воссоединяется, − и уразумевают в этом Божию многоразличную премудрость. Феодорит пишет: «Невидимые силы не знали сей тайны, но по домостроительству Церкви дознали неизреченную Божию премудрость». «Пусть, − говорит святой Златоуст, − не было это открыто людям, но неужели ты просвещаешь и Ангелов, и Архангелов, и Начала, и Власти? − Просвещаю, говорит. Ибо в Боге была сокрыта премудрость сия, в Боге, создавшем всяческая Иисус Христом. − И ты дерзаешь это сказать?! − Да, дерзаю, говорит. Но как же это сделалось известным Ангелам? − Чрез Церковь. И притом не просто сказал: да скажется различная премудрость Божия, но многоразличная. − Итак, что же? В самом деле Ангелы не знали ее? − Да! Ибо если не знали Начала, то тем более она неизвестна была Ангелам. Не знали и Архангелы? − Не знали и они; откуда они могли узнать? Кто мог им открыть это? Когда узнали мы, тогда узнали и они чрез нас».

Итак, ведение Ангелов растет, и это приращение берут они с земли, от Церкви?! Но неужели от Церкви узнали они об искуплении и спасении всех, когда в Ветхом и в Новом Завете были служителями сей тайны? − Ответ на это предуказывается в слове: многоразличная премудрость Божия. Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущие, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а какие бывают им открываемы. Планы премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты и открываются Ангелам, поколику сие нужно для исполнения даемых им повелений. Многое же из них, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них. Узнают они это уже из самых событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их. В подтверждение этого святой Златоуст приводит пример, как Ангел Хранитель персов противился Архангелам Михаилу и Гавриилу, не зная, что касалось возвращения израильтян (Дан. 10, 13). И потом наводит: «Если этого и подобного сему не знали Ангелы, что удивительного, что они не знали о богатстве любви Христовой так, как оно открылось чрез Евангелие».

Конечно, знали Ангелы о совете Божием спасти род человеческий чрез воплощение Единородного Сына Божия и смерть Его крестную. Но в образе осуществления сего в лице Господа и далее в Святой Церкви многое для них оставалось неведомо, и узнаваемо было ими впервые из самых событий. Такова была и тайна призвания язычников в общение Сына Божия и возглавление всяческих в лице Его. Святой Златоуст говорит: «Ангелы знали только то, что бысть часть Господня людие Его (Втор. 32, 9). И Иосифу что говорит Ангел? И наречеши имя ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Люди Своя, то есть Израиля. Здесь ничего не сказано о языках, о них Дух Божий открывает особо».

Это место есть одно из значительнейших мест Нового Завета. Оно показывает, что земля с человеком, и особенно Церковь Божия, есть главная сцена дел Божиих, великих и дивных, − духовное средоточие вселенной. В событиях ее принимают участие все роды существ, принимают и Ангелы, и сочувственным созерцанием, и действованием по указанию Божию. Мы позор быхом, говорит Апостол, и миру, и Ангелом и человеком (1 Кор. 4, 9). Настоящее послание имеет ту особенность, что в нем Апостол дело Божие во Христе Иисусе не ограничивает одним примирением Бога с человеком, но простирает его до угармонирования всего мира уничтожением произведенного грехом разделения земных и небесных (1, 10).

В восстановляемый живой союз вводятся теперь и Ангелы, и он-то есть возвышеннейший и сладостнейший предмет созерцания для них, в первый раз и причастившихся, и узревших его. В этом конец искупительных действий Богочеловека. В нем разрешается тайна Божия мироправления, достигается цель создания мира.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия

См. Толкование на Еф. 3:1

Прп. Иустин Попович

дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия

Однако пришло время и для того, чему удивляются и сами святые Ангелы, созерцая Церковь земную. Что же это? – А вот что: только Церковью открывается и соделывается им известной эта вечная тайна Божия, сокрывавшаяся от начала творения, эта многоразличная премудрость Божия. Церковь земная своим неизреченным богатством Христовым обогатила и святых Ангелов небесных: обогатила их жизнь, обогатила их знание о Боге, о мире, о цели Божией в мире. Да, и Ангелы Божии на небе живут Богочеловеческим телом Христовым, бытие которого на земле, – живут Церковью. Ибо и они – члены Церкви Христовой; они стали ими тогда, когда Богочеловек подвигом Своим на земле основал Церковь и в ней соединил все небесное и земное. А значит, и Ангелов? – Да, и их. И все они с беспредельным смирением и пламенной ревностью служат пресвятой тайне Церкви, ибо они суть служебные духи – λειτουργικὰ πνεύᾁμᾁτα, и служат спасающимся в Церкви (ср. Евр. 1:14). Вот истина неба и земли: в Церкви переплетается жизнь Ангелов и людей: всем им необходимо одно и то же Евангелие, одна и та же жизнь, одна и та же Истина, одна и та же Правда, одна и та же Любовь, Один и Тот же Бог и Господь Иисус Христос, со безначальным Своим Отцом и животворящим Духом – Троица Пресвятая, единосущная и нераздельная. Церковь – это школа, в которой и Ангелы обучаются многим Божиим истинам (ср. 1 Пет. 1:12).

Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия

Ни горние начала и власти, ни дольние не знали тайны прославления язычников. Ибо и ангелы и архангелы знали только то, что Израиль был уделом Господа и народом Его. И Гавриил также знал только то, что Он (Мессия) спасет народ Свой от его грехов. А что и язычники достигнут такой чести, это узнали теперь и горние, и дольние силы через Церковь, то есть через благодеяния, оказанные нам. Ибо благодеяния к нам были для них учителями мудрости Божией. И называет премудрость не просто различной, а многоразличной, указывая на ее особенное превосходство и непостижимость. И Григорий Нисский говорит, что прежде вочеловечения небесные силы просто знали Божественную мудрость, именно: так как Он сотворил все единой Своею волею, то они признавали Его могущественным, и так как все сохранял своим мудрым промыслом, то считали мудрым промыслителем. И в этом нет ничего разнообразного, то есть чтобы иное было и иное Он соделал. Но по воплощении Бога Слова из противоположного возникает противоположное, из смерти − жизнь, из немощи − сила, из бесчестия − слава и из всего, казалось бы, низкого − благоприличное. Таким-то образом стала ведома многоразличная премудрость и сила Божия небесным силам. Ибо, когда мы узнали, тогда и они − чрез нас, видя, каких благ удостоена Церковь, и чрез нее приходя к познанию.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Марий Викторин

дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия

Говоря: через Церковь, Павел имеет в виду следующее: через всех членов, через членов Христовых и через все души, облаченные в Его тайну и уповающие на Него. Отсюда можно увидеть, сколь многое было дано человеку, коль скоро не начальства и власти на небесах возвещают людям премудрость Божию, но им самим премудрость Божия становится известной через человека − через Церковь, т. е. тех, которые суть члены Христовы благодаря освящению в вере.

Павел кратко касается всех частей тайны, о которых мы сказали выше: он называет премудрость Божию многоразличной, разумея либо то, что Бог послал Сына Своего [ср.: «Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:24) - прим. ред.]; либо то, что Божественное Величие приняло образ раба (Флп 2:6); либо то, что были дарованы столькие знамения и обетования, включая отпущение грехов и обетование Царства Небесного. Жизнь вечная, и слава, и сонаследие с Христом, и Его воскресение после смерти, и сама смерть, и прочее − все это составляет многоразличную премудрость Божию.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Амвросиаст

дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия

Столь безмерна премудрость Божия, что не только язычникам дал Он этого учителя, но и через него же открылась истина Христа силам небесным − начальствам и властям. Они потому власти, что могущественнее других духов, и потому начальства, что начальствуют над властями. Все для того, чтобы непосвященные смогли отойти от греха через Церковь, которая всеми способами ведет в жизнь и в которой во Христе пребывает тайна единого Бога. Цель же в том, чтобы проповедь Церкви была на пользу и язычникам, и они бы освободились от тирании дьявола, вооружившегося бесчестным упорством против веры в единого Бога.

На Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него

Дабы ныне соделалась известною… Это выражение зависит от глагола 9-го стиха: открыть. Целью просветительного служения Апостола является то, чтобы многоразличная, т. е. открывшаяся в различных видах и формах премудрость Божия явилась во всем своем величии для самых высших Ангельских чинов, которые доселе, как и ветхозаветные люди, не знали еще, что и язычники будут призваны в общение с Богом (ср. 1 Пет. I:12). Премудрость Божия раскрывается Ангелам самым существованием Церкви Христовой (чрез Церковь), составившейся из Иудеев и язычников. Совершается это раскрытие для Ангелов тайны Божией по Божию предвечному определению, которое Бог привел в осуществление чрез Иисуса Христа. Ап. прибавляет, что вследствие великих заслуг Христовых и мы все имеем теперь доступ к Богу, приступаем к Нему без всякого страха как к своему Отцу. При этом, конечно, необходима вера во Христа.

См. также Толкование на Еф. 3:8