Толкования на Еф. 4:3

Свт. Иоанн Златоуст

стараясь сохранять единство духа в союзе мира

См. Толкование на Еф. 4:1

Свт. Феофан Затворник

тщащеся блюсти единение духа в союзе мира

См. Толкование на Еф. 4:1

Прп. Ефрем Сирин

стараясь сохранять единство духа в союзе мира

См. Толкование на Еф. 4:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

стараясь сохранять единство духа в союзе мира

Великая заповедь! Необходимо исполнение ее. Блюсти единение духа. Этого желал и желает всегда, об этом молился и молится Сын Божий ко Отцу. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, молился Он об учениках, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 11, 20–21). Видишь ли, что единство наше по духу, по жизни громко доказывает и Божественность Основателя нашей веры Господа Иисуса Христа. Кто желает всех соединить, сделать как бы одной душой, и делает так, тот, значит, изшел от Единого Бога, всё сотворившего и всё соединившего под Собою и отторгшихся от единства преслушанием опять хотящего возвести к единству с Собою чрез веру и послушание. Учители, приходящие не от Бога, не званные от Него, не посылаемые Им (Я не посылал… сих, а они сами побежали (Иер. 23, 21); никто сам собою не приемлет… чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4)), обыкновенно вносят в общество людей разъединение и разногласие и этим ясно изобличают себя, что они не от Бога. Таков Лютер, таковы расколоучители, таковы все еретики. Они разъединили единую Церковь Божию, рассекли несекомую, множественную единицу, соединенную под единым Главою Церкви – Христом и одушевленную единым Духом Божиим, и этим доказали, что они были орудие диавола, который о том и заботится, чтобы разъединить, расточить и рассеять овец Господних. Волк расхищает овец, и разгоняет их (Ин. 10, 12). Слава вере христианской православной! Истинный плод ее всегда был и есть единение верующих между собою чрез любовь и общение благ духовных и вещественных. Чем более удаляются христиане от духа веры своей, тем более они разъединяются самолюбием, тем более заключаются в себе, тем менее имеют общения в благах духовных и материальных, особенно в материальных с нуждающимися, тем более иссякает в них любовь и тем более бедствует человечество. Истинное христианство и на земле водворяет благополучие, потому что оно смотрит на христиан как на одно великое тело, в котором есть члены благородные и неблагородные – не по природе, а по месту и по делу; сильные и слабые, богатые и бедные, и Дух Божий ходатайствует в душах сильных или богатых о помощи слабым и нуждающимся чрез общение духовных и материальных благ. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32).

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

стараясь сохранять единство духа в союзе мира

Как в теле дух все объемлет и объединяет, так и Церковь объединяет Святой Дух, хотя мы различны и по роду, и по характеру, и по занятиям. И чрез Святого Духа мы становимся единым телом. Итак, постараемся хранить это единение, живя в мире друг с другом. Ибо если мы не будем иметь союза любви и не будем жить в мире друг с другом, то погубим то единение, которое даровал нам Дух, - подобно тому, как если бы возник раздор у руки или ноги с остальным телом, и они отказались от союза с прочими членами, то они уже не были бы под властью одного духа. Итак, нужно великое тщание, и мы не леностно должны поддерживать мир, крепко соединясь друг с другом, дабы, куда один стремится, и другой тоже (ибо таковы союзники), а не самопроизвольно распоряжаясь собой; тогда только будем в едином Духе.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

стараясь сохранять единство духа в союзе мира

См. Толкование на Еф. 4:2