Толкования на Еф. 5:6

Свт. Иоанн Златоуст

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления

См. Толкование на Еф. 5:5

Свт. Феофан Затворник

Никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя

Смотрите, как бы кто не обольстил вас и обманом не ввел в заблуждение. Относительно чего? — Не относительно новых каких предметов, а все тех же: дел похотных, лихоимства, пустословия, смехотворства. Кто бы такие были суесловцы, не указывает святой Павел. — Ефес был полон разнородными школами и общинами. Между ними эпикурейцы не строго судили о делах блудных, как между иудеями — саддукеи. Говорят, что и симониане очень хромали на это плесно (ступню). А чтобы так строго отнестись к любоиманию, как относится святой Апостол и как требовалось по духу христианства, никому в голову не приходило. Апостол, конечно, знал это, знал, что говорить могли все эти суесловцы, и, не входя в подробное рассмотрение их суесловия, одним словом отсекает соблазн: смотрите, что бы кто ни говорил против этого, не обольщайтесь: то пустые слова. А не дивно, что Апостол в бытность свою в Ефесе все эти пустые речи опроверг пред христианами, теперь же только напоминает, чтоб не забыли уроков личных и продолжали держать себя настороже.

А то — у всякого и свои мысли могли приходить, — что де похотные дела натуральны, — что иметь — нельзя не иметь, - что пошутить и посмехотворить — ничтожные дела. Почему, пиша к коринфянам, святой Павел писал: не льстите себе: блудники… сквернители… лихоимцы… царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9). Верно, повсюду ходили тогда, как и доселе ходят, суетные речи, подрывающие уверенность в тяжести отрицаемых Апостолом страстей и тем расслабляющие бдительность над собою верных долгу христиан. Святой Златоуст про свое время говорил: «Когда мы говорим, что всяк, назвавший брата уродом, подлежит геенне, некоторые говорят: «ужели назвавший брата уродом подлежит геенне? — Нет!» — говорят. И когда говорим, что лихоимец есть идолослужитель, и над этим опять смеются, говоря, что это выражение преувеличено, и все заповеди унижают подобным образом. Так их-то имея в виду, и писал тогда к ефесянам блаженный Павел, говоря: никтоже вас да льстит суетными словесы, - суетными словами называя слова не дельные, а между тем обольстительные и вводящие в обман».

Сих бо ради, - по причине размножения этих именно пороков, — блуда, нечистоты, лихоимания, — грядет гнев Божий, то есть Страшный суд. Быть Страшному суду определено. Когда он будет, никто не знает. Но время течет и его приближает. Естественно, — он идет к нам. Но размножение сказанных пороков ускоряет его шествие. Нравственное состояние в последние дни сравнивает Господь с нравственным состоянием живших при Ное. Тогда был ужасающий разлив чувственности. Все они — плоть, сказал об них Бог. То же будет и пред концом мира. Плотские Дела — с лихоимством возьмут верх над всем. Думается, на это сходство указывает здесь и Апостол Павел, - и сынов непокоривых образец видеть наводит он в противящихся иногда во дни Ноевы. Ибо сыны непокоривые υιοι της απειθειας — суть сыны неубежденности, такие люди, которых ничем не убедишь, что ни говори, не верят Самому Богу, не верят и противятся — упорные неверы. Таковы были жившие при Ное. Сколько он твердил от лица Божия, чтоб покаялись? — Не послушали. Таковы будут люди и пред концом мира. Тогда потоп взял сынов противления, в конце же мира суд Страшный внезапно постигнет непокоривых. Евангелие всем станет известно; все будут слышать уроки, что жить нечисто — пагубно, но никто слушать того не будет, успокоивая, конечно, свою совесть какими-нибудь суетными словесы, подобными тем, от которых предостерегал Апостол ефесян. — Вот что приводит святой Павел на мысль христианам ефесским, чтоб воодушевить их и пороков тех бегать и от всех кривотолков, суетными словами умаляющих их тяжесть, слух отвращать. Он хотел страхом суда Страшного исполнить души их и тем поставить их души в напряженную трезвенность и бдение как над сердцем своим, так и над внешними сношениями своими.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления

См. Толкование на Еф. 5:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления

См. Толкование на Еф. 5:5

Марий Викторин

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления

Павел называет этих людей сынами противления. Ибо многие думают пустое, толкуя обетования Царства Небесного… Поэтому они противятся, но не верят, а на сынов противления приходит гнев Божий. Противление же - это дьявол, которому служат противящиеся, более того - чьими сынами они являются.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления

См. Толкование на Еф. 5:5