Толкования на Еф. 6:8

Свт. Иоанн Златоуст

зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный

См. Толкование на Еф. 6:5

Свт. Феофан Затворник

ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свобод

Этим решает святой Апостол все недоумения и вопросы, какие могли бы рождаться у рабов насчет их нелегкого служения. Самая крупная с их стороны речь обычно такова: служишь, служишь, внимания никакого! — Святой Павел сказал уже: служи господам, как Господу, исполняй волю их, как волю Божию, работай им, как пред лицем Господа. Теперь говорит: если будешь так настроен, то Тот, для Кого ты будешь служить господам, ни одного дела твоего, как бы оно мало ни было, не забудет и не оставит без воздаяния. Если б ты служил только господам и пред их только очами желал отличиться, резонно было бы слово твое; но если ты чрез них имеешь в мысли служить Господу, то не раздумывай: все воздаст Господь. — Какое воодушевление из этого слова Апостольского к достодолжному рабскому служению должны были черпать рабы?! Прими только они это к сердцу. «Рабство и господство ограничиваются настоящею жизнию; по отшествии отсюда будет разность уже не между рабством и господством, но между добродетелию и пороком» (Феодорит). И самое рабское служение посредством указанных Апостолом расположений превращается в поприще добродетели. Не скажет ли всякий раб: буду же доброхотно и усердно рабствовать, когда и рабство не заграждает пути к воздаяниям. Воодушевляет такого и святой Златоуст, говоря: «Господа, обязанные твоими услугами, если не вознаграждают тебя, то тем самым доставляют тебе большую награду, делая должником твоим Бога».

Все сказанное Апостолом к рабам в настоящее время. приложимо к слугам, которые, хотя добровольно поступают на служение, но из этого должны не повод к нерадению брать, а сильнейшее побуждение почерпать к добросовестному и усердному служению. И им должно во всем слушаться хозяев, почитать их и уважать, волю их исполнять, как она дана, в простоте, без раздумываний, и все дела делать так, как умеют их делать, по совести, в той уверенности, что, поступая так, волю Божию исполняют и угодное Ему творят, - ни в чем не поблажая лености, а служа как пред лицем Господа, от Кого не лишатся и достойного воздаяния за доброе служение свое.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный

См. Толкование на Еф. 6:1

Прп. Исидор Пелусиот

зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный

Когда нрав служителя свидетельствует о правоте его, тогда он несет свое рабство неукоризненно. Но если и довела его до рабства жестокая доля, то благородство сердца делает его свободным. А чтобы не счесть тебе это лжеумствованием, имеешь слышателя неизреченных глаголов Павла, который обещает слугам будущую награду за настоящее их доброе расположение и не полагает различия между слугами и господами, когда сердце их неукоризненно.

Письма. Книга I.

Блаж. Феодорит Кирский

Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный

Апостол показал, что рабство и господство ограничиваются настоящей жизнью; по отшествии же отсюда будет уже разница не между рабством и господством, но между добродетелью и пороком.

Толкования на послания святого Павла.

Лопухин А.П.

зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный

Обещание награды послушному рабу вполне согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа (Мф XXIV:46, 47). Такое обещание награды именно от Господа на небе, а не на земле было необходимо в виду того, что жизнь раба во всяком случае была тяжела и услуги раба не всегда в достаточной степени оценивались его господином.

См. также Толкование на Еф. 6:5